Капризы — то есть стремление добиться чего-то запрещенного, или невозможного, или бессмысленного — принято считать формой детского поведения, причем такой, которую надо подавлять и ни в коем случае не поощрять. Между тем капризы имеют большой биологический смысл. Часто это демонстрация, основанная на потребности ребенка обратить на себя внимание. Очевидна биологическая значимость подобных действий — без внимания матери шансы на гибель ребенка многократно возрастают. Порой капризничают и взрослые люди, и домашние животные. Такое поведение у людей расценивают как инфантильное (если речь идет не о беременной), у животных — как результат плохой дрессировки. Однако нередко капризное поведение бывает основано на других потребностях — это одна из разновидностей смещенной активности, метод защиты от неконтролируемости ситуации.

Понятие неконтролируемости

Контролировать ситуацию означает не обязательно влиять на нее, но — понимать закономерности происходящего. читать дальше

@темы: контроль, воспитание, выученная беспомощность

Комментарии
18.12.2015 в 10:42

Где ничего не можешь - там ничего не желай
Спасибо, очень полезная статья.
Можно перепост?
18.12.2015 в 10:54

IsalimA, Да, все статьи можно утаскивать, не спрашивая разрешения.
18.12.2015 в 13:38

The wings of flies, gentlemen, represent the aerial power of the psychic faculties.
Статья напомнила эту видео-лекцию:
www.youtube.com/watch?v=dHKp6lJN9Xo

Спасибо, что поделились.
18.12.2015 в 13:41

Отличная статья. :vo: Про методы работы с выученной беспомощностью было особенно интересно. Утащу в цитатник.
18.12.2015 в 13:41

Пишу за фидбэк.
воспитание нефрустрированного ребенка, то есть система воспитания с полным отсутствием запретов и наказаний
где-то я читала, что полное отсутствие запретов и наказаний (т.е. полное отсутствие границ) тоже очень сильно фрустрирует, и дело в том, что границы должны быть, просто понятные.
это я что-то неправильное читала, или здесь имелось ввиду отсутствие тотал-контроля, а не полное отсутствие границ?

А ещё вызвало сомнение то, что дети лазают по крышам, потому что этого не разрешают. По-моему, по крышам лазают, потому что это весело и интересно :hmm:
18.12.2015 в 13:46

Botan-chan, это я что-то неправильное читала, или здесь имелось ввиду отсутствие тотал-контроля, а не полное отсутствие границ? Здесь имелось в виду отсутствие эм... жмущих рамок. То есть рамки - это хорошо, очень удобно, когда понятно, что хорошо, а что плохо. Неудобно, когда рамки сильно подавляют спонтанность.
Вообще вопрос с контролем и спонтанностью очень тонкий, тут нельзя подобрать точно подходящую порцию самостоятельности и контроля, но можно достаточно хорошо балансировать между ними.

По-моему, по крышам лазают, потому что это весело и интересно Обе мотивации бывают. Иногда просто спонтанный интерес, а иногда - такая вот "искалеченная спонтанность", протест ради протеста, то, что здесь, собственно описано.
18.12.2015 в 13:48

Пишу за фидбэк.
Yin, а, ясно. Спасибо.
18.12.2015 в 13:50

В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать/Обрушился жесткий вакуум
Подтверждаю, по крышам лазали независимо от запретов ваще. Это просто клево было.

Botan-chan, здесь точно имелось в виду отсутствие тотал-контроля. Постоянные проверки, чего Рибенак делает, что он читает, почему не делает уроки сиюминуту, куда пошел, к кому, туданельзя-сюданельзя, то опасно, это неприлично, делай это, не делай то... это вот оно. Что, никогда таких родителей не встречала?))