Опыт бессилия и беспомощности, как основа депрессивного расстройства.
Я тут цитировала Анну Фрейд, которая называла в качестве одного из источников депресси- идентификацию с депрессивным родителем.
Ещё одним источником депрессии является травматичный опыт, в основе которого "непереваренное" детской психикой, не ассимилированное ощущение детской беспомощности и бессилия, которое актуализируется и ищет своего разрешения, переработки в ситуациях, резонирующих с прошлым, первичным опытом.
Об этом классно рассказывает Х.Блэйхмар:
"Опыт приобретает свое психологическое значение на основе фантазий, внутренних состояний, посредством которых этот опыт так же и приобретается. Но, в то же самое время, фантазии не возникают исключительно как продукт некой внутрипсихической деятельности, они имеют связь с сознательными и бессознательными дискурсами, имеют отношение к поведению родителей и всем тем превратностям, которыми полна внешняя реальность. Формирование фантазий - это длительный поступательно-возвращательный процесс, который ведет к ассимиляции внешнего пространства специфическим внутренним пространством и к изменениям психики под воздействием внешнего мира.
Существуют условия, при которых внешняя реальность является центральным фактором в порождении чувства беспомощности-бессилия и безнадежности. Это ситуации ранних потерь близких людей или заброшенность ими (Spitz, 1946; Bowlby, 1980; Brown & Harris, 1989), длительное подчиненное положение в отношении патологических, тираничных близких, тяжелые заболевания или обстоятельства, которые заставляют усомниться в своей значимости или идентичности. Все эти состояния могут быть записаны в психике, как глубокое чувство того, что ничего нельзя поделать с этой реальностью. Поэтому, травмирующие события (разрушающие состояние благополучия, умоляющие собственную ценность, лишающие ощущения управления своей жизнью, лишающие чувства собственной эффективности, изолирующие от фигуры привязанности) могут реактивировать депрессивное состояние. Другими словами, обстоятельства жизни могут вновь отсылать человека к уже пережитым ранее состояниям беспомощности-бессилия. Также эти происшествия могут провоцировать депрессивное расстройство в первый раз в жизни. Несмотря на огромное значение ранних этапов жизни для структуры внутреннего мира, мы не можем рассматривать каждое состояние в процессе жизни только как реактивацию того, что уже существовало в детстве."
(c) Канская Ксения
Я тут цитировала Анну Фрейд, которая называла в качестве одного из источников депресси- идентификацию с депрессивным родителем.
Ещё одним источником депрессии является травматичный опыт, в основе которого "непереваренное" детской психикой, не ассимилированное ощущение детской беспомощности и бессилия, которое актуализируется и ищет своего разрешения, переработки в ситуациях, резонирующих с прошлым, первичным опытом.
Об этом классно рассказывает Х.Блэйхмар:
"Опыт приобретает свое психологическое значение на основе фантазий, внутренних состояний, посредством которых этот опыт так же и приобретается. Но, в то же самое время, фантазии не возникают исключительно как продукт некой внутрипсихической деятельности, они имеют связь с сознательными и бессознательными дискурсами, имеют отношение к поведению родителей и всем тем превратностям, которыми полна внешняя реальность. Формирование фантазий - это длительный поступательно-возвращательный процесс, который ведет к ассимиляции внешнего пространства специфическим внутренним пространством и к изменениям психики под воздействием внешнего мира.
Существуют условия, при которых внешняя реальность является центральным фактором в порождении чувства беспомощности-бессилия и безнадежности. Это ситуации ранних потерь близких людей или заброшенность ими (Spitz, 1946; Bowlby, 1980; Brown & Harris, 1989), длительное подчиненное положение в отношении патологических, тираничных близких, тяжелые заболевания или обстоятельства, которые заставляют усомниться в своей значимости или идентичности. Все эти состояния могут быть записаны в психике, как глубокое чувство того, что ничего нельзя поделать с этой реальностью. Поэтому, травмирующие события (разрушающие состояние благополучия, умоляющие собственную ценность, лишающие ощущения управления своей жизнью, лишающие чувства собственной эффективности, изолирующие от фигуры привязанности) могут реактивировать депрессивное состояние. Другими словами, обстоятельства жизни могут вновь отсылать человека к уже пережитым ранее состояниям беспомощности-бессилия. Также эти происшествия могут провоцировать депрессивное расстройство в первый раз в жизни. Несмотря на огромное значение ранних этапов жизни для структуры внутреннего мира, мы не можем рассматривать каждое состояние в процессе жизни только как реактивацию того, что уже существовало в детстве."
(c) Канская Ксения