03.02.2014 в 17:32
Пишет Легионер в отставке:29.01.2014 в 22:22
Пишет the entity:Цикл контакта
rio-abajo-rio поделилась со мной своим клевым конспектом и презентацией (препода) на интересную тему. И мне тоже захотелось поделиться, ниже приведенное объединение первого и второго сделанно уже мной (изменения косметические). Полтора часа убил на этот пост, очень увлекло)
В эготизме очень узнаю себя. В том числе себя в старой словеске..
читать дальшеЦикл контакта
- Этот цикл (цикл удовлетворения потребности) описывает этапы, которые мы обычно проходим, когда вступаем во взаимодействие с человеком, потребностью, эмоцией. Это процесс от выявления потребности (фигуры) до ее удовлетворения (растворения в фоне). Это процесс нашего взаимодействия со средой, подразумевающий, что в нас почти всегда чего-то не хватает и почти всегда нам нужно что-то из среды.
Граница-контакт – термин может быть описан через метафору кожи. Кожа отгораживает наш организм, мы внутри кожи – с другой стороны, она проницаема, и посредством кожи мы контактируем с окружающей средой. Граница-контакт – это место встречи организма и любого явления окружающей среды (например, другого организма); это событие, не сущность. Контактная граница одновременно разделяет и связывает, подразумевая различие между элементами, которые встречаются, и единство их встречи, целостность, созданную этой встречей.
Если мы удовлетворили потребность, мы что-то точно в себя получили – и поэтому мы точно чем-то поменялись. В цикле мы не возвращаемся в одну и ту же точку, это скорее спираль. Но схематично цикл контакта изображают в виде параболы (циклопы).
![](http://static.diary.ru/userdir/1/6/2/5/1625050/thumb/80435079.jpg)
Фазы контакта:
Пре-контакт
в постоянном потоке нечетких, недифференцированных ощущений в организме начинает проявляться возбуждение, не выраженное в чем-то конкретном. В телесном выражении мы можем это ощутить. Возбуждение свидетельствует о зарождении некой потребности. Это восприятие ситуации «как она есть», с заложенными в ней возможностями. Постепенно из этого недифференцированного состояния выделяется некая нужда.
Контактирование
Недифференцированное поле разбивается на первичные полярности – фигуру и фон, фигура начинает формироваться и развиваться , возбуждение нарастает , потребность осознается.
Организм вступает во взаимодействие с окружающей средой, и происходит тестирование этой окружающей среды на предмет поиска того предмета\явления\человека, который может удовлетворить нашу потребность.
Фаза полного контакта
Во время этой фазы «фигура» приобретает зрелую форму, человек в гармонии со своей потребностью; образуется триединство моего восприятия, моего выбора, моих действий.
Происходит взаимодействие с выделенным объектом потребности (то, что было выделено в поле на предыдущей фазе). Происходит открытие границ и момент слияния, временного единения с удовлетворением потребности.
Пост-контакт
Потребность удовлетворена, границы закрываются, мы отделяемся от объекта и начинается работа по интеграции и ассимиляции нового опыта. Возбуждение и активность угасают. Организм возвращается в состояние гомеостаза и становится готовым войти в новый цикл.
У здорового человека эти циклы возникают непрерывно, что является источником роста. Потребность генерирует напряжение; а когда она удовлетворяется, организм возвращается в состояние расслабления... Этот необходимый для жизни адаптивный феномен известен под названием гомеостаз.
Задача нашей работы с клиентом – расширить зону его осознавания. Главное в теории – то, как я контактирую с миром.
Срывы контакта
Это приблизительно схоже с психологическими защитами или сопротивлением в психоаналитическом понимании. Но поскольку мы описываем человека исходя из его вписанности в окружающую среду, какие-то его проблемы мы описываем как срыв контакта. Как будто есть помеха для выхода на границу-контакт. Эти срывы мешают мне выйти на границу-контакт и войти в ситуацию обмена со средой, а если контакт со средой не происходит, я не могу получить то, зачем я обращался к среде.
Основные срывы контакта:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/6/2/5/1625050/thumb/80434745.jpg)
Конфлюэнция
Человек сливается со средой и не ощущает границы между собой и средой, между им и не им.
Это функционально для новорожденного и его матери, мать настолько чувствительна к потребностям ребенка, улавливает их инстинктивно и может их удовлетворить.
При слиянии с другим человеком сложно отделить свою потребность от его потребности и тогда потребности становятся «общими», часто используется конструкция «мы». Возникающие потребности не принадлежат человеку.
Слияние блокирует цикл контакта, не позволяя в фазе преконтакта проявиться фигуре. А также, нарушает фазу выхода из контакта, необходимую для ассимиляции и появления новой фигуры. Человек обычно с трудом выдерживает «завершение цикла контакта», то есть период, необходимый для установления дистанции, чтобы подготовиться к новому действию.
Работа в терапии при обнаружении конфлюэнции направлена на разделение и обозначение границы. Если клиент очень сливающийся, он и в сессии может объединяться с терапевтом через это «мы». А терапевт вносит разделение в сессию через «я чувствую это, а что вы чувствуете»? «как вы определяете, что ваш партнер испытывает то же чувство, что и вы?» для таких клиентов обнаружение границы – очень болезненный процесс, и он гораздо болезненнее, чем для людей, у которых это не основной механизм срыва контакта. Оно может восприниматься как отвержение, может очень пугать и т.п. Поэтому по разграничению можно посмотреть, катастрофа это сейчас для человека или нет.
Мы исходим из того, что нам важно дать человеку новый опыт. В сессии мы стараемся показать, что мы не слиты, я отдельно, ты отдельно, и ты не перестаешь существовать, не становишься ненужным, я вижу тебя в твоей уникальности, и она очень ценна, очень хорошо, что я вижу другого человека, для меня это ценно, полезно, интересно, важно. Если корни конфлюэнции лежат в прошлом, клиент будет вспоминать эту ситуацию, а мы будем задавать ему вопросы, возвращающие в нынешнее восприятие этой ситуации, напоминая, что сейчас он вырос, у него другая обстановка, он не ребенок, а родитель и т.п. Мы показываем клиенту, что сама ситуация уже поменялась, и человек стал другим и становится другим. И что эта уникальность очень важна.
Интроекция
Интроект-установка – генерализованное убеждение, к которому человек относится некритично, в свое время он не ассимилировал, не адаптировал полученную информацию под себя.
Для описания этого механизма лучше всего подходит «пищевая» метафора. Интроекцию можно охарактеризовать как «поглощение без пережевывания». Человек, склонный к интроекции, хранит в себе «проглоченные и непереваренные чужеродные элементы».
В качестве этих элементов могут выступать идеи, принципы, правила, искажающие восприятие актуальных потребностей. Она может появляться из разных источников (родитель, общество), и таких интроектов у нас очень много, потому что зачастую воспитание детей сводится к пичканию интроектами.
Сам язык усваивается как интроект (область семантического поля, описанная категориями «нужно», «не должны», «есть только»).
Такие люди ожидают, что и терапевт будет кормить их интроектами, предлагать освоенные советы, готовые рецепты, которые должны им помочь. Такой человек будет занимать позицию ожидания и внимать каждому слову терапевта, который знает, как сделать так, чтобы клиенту стало хорошо.
Если клиент попадает на интроект терапевта, терапевт может его и не различить. Нужно обращать внимание на то, как звучат фразы. Интроекты всегда похожи на застывшие, залипшие, безапелляционные лозунги. Бывают ситуации, когда интроекты конфликтуют друг с другом.
Работа с интроектами – важно для начала уметь услышать и выделить интроект. Например, «детей бить нельзя». Нужно постараться прояснить и проверить, откуда у человека такое убеждение, насколько оно усвоено без проверок в собственной жизни (так говорили, это вложенная установка), или был какой-то травматичный опыт или он воспринимается таковым. Если человек аргументирует как принятое им правило, жизненную позицию, прожитую в его опыте и его убеждениях, нет смысла развенчивать это убеждение и говорить, что это не так.
Если это интроект, уточняющие вопросы вводят клиента в замешательство, и можно поисследовать, во-первых, откуда он взялся (попросить человека произнести фразу несколько раз, усиливая ее интонационно и спросить, что он чувствует, что ощущает, чьим голосом произносится этот интроект). Человек может точно помнить даже, кто именно говорил это. А может и не помнить, и воспринимать это как общеизвестное, общеморальное. Тогда нужно проверять, а как работало в жизни клиента то, о чем он говорит, какие результаты давала жизнь соответственно этому принципу, были ли случаи, когда этот принцип не оправдывал себя, не помогал, давал другой, неожиданный результат, или, может быть, были ситуации, когда этого точно было делать нельзя или не надо. Терапевт проясняет все поле, которое существует вокруг этого интроекта, и как только интроект перестает существовать как замороженная конструкция, потенциально у человека появляется возможность не быть заблокированным этим конструктом, появляется большая свобода в поведении. Это даст ему возможность переосмысливать опыт и находить другие способы поведения.
Если человек понимает, что так не всегда – это не интроект.
Другой полюс интроецирования – это поведение подростка, отвергающего все предложения родителя. Такое случается и среди клиентов, которые отвергают любую предложенную терапевтом интервенцию, на все говоря «нет». В такой ситуации можно человеку через какое-то время, набрав материал, это вернуть, сказав: «смотрите, я предложил вам целый репертуар, и все, что я бы ни сказал, вы отвергаете, что же мы будем делать с этим?» «а что бы вы хотели, чтоб я предложил?»
Проекция
Это форма сопротивления, обратная интроекции.
Это вынесение собственных чувств в среду, и то, что мне принадлежит, мои эмоции и ощущения, я считаю частью среды, а не своим. Это может быть любое чувство, которое я не признаю по каким-то причинам в себе.
Может быть сцепка других срывов (например, злиться нельзя – я никогда не злюсь – кто злится? – конечно, он – это сцепка интроекции и проекции). Все это мы проясняем в терапии: как это вам? Что с вами происходит? Как вы это чувствуете?
В проекции важно проверять, что конкретно я вижу, я что дорисовываю. Проекции нарушают адаптацию к среде, креативность.
Функциональность проекции – именно она дает нам возможность быть эмпатичными и понимать, что сейчас может происходить с другим человеком. Здоровая проекция необходима для того, чтобы понять другого, поставив себя на его место.
Ретрофлексия
состоит в том, чтобы делать самому себе то, что хотелось бы сделать другим.
Энергия, которая предназначалась к направленности в среду, не выходя на границу-контакт, возвращается на себя. Энергия перестает направляться наружу, где должно проводиться манипулирование, удовлетворяющее потребность организма. Энергия накапливается в организме, и это является причиной многих психосоматических заболеваний.
На сессии очень хорошо обращать внимание клиента на его тело, что он с собой делает. Акценты на работу с телом хорошо делать с клиентом, с которым уже терапия длится, установлены доверительные отношения, уже понятно, что он может выдержать. Можно предложить клиенту усилить телесное ощущение, чтобы понять, что с ним. Скорее всего, это будет сопровождаться каким-то чувством. Или, наоборот, можно предложить клиенту расслабиться, сменить позу и спросить, что при этом с ним происходит. Это будет выводить человека на ретрофлексированное чувство и можно понять ту точку, на которое оно направлено. Но пока мы недостаточно уверены для эксперимента, мы предлагаем очень мягкие вещи. Мы обращаем внимание на телесность и обсуждаем, о чем это в жизни клиента.
Функциональность – ретрофлексия оттормаживает некоторые наши действия, которые не стоит направлять на других. Но если это превалирующий срыв контакта, это может быть очень токсично для самого человека.
Виды ретрофлексии:
Зеркальная
Я делаю себе то, что хотел бы получить от кого-то (поддержка, ласка, нежность). Это поддерживающе для клиента, но то ли он получает, чего он хотел? Здесь он не вступает в контакт, он не получает чувства от того, от кого хотел, и нельзя сказать, что удовлетворена изначальная потребность.
Катарсиса
Я себе делаю то, что хотел бы сделать другим (чаще негативное). В поведении проявляется в кусании губ, кусании ногтей, выдергивании волос и т.п. Это может быть выражено и в ругании себя.
В экспериментах клиенту предлагают вынести диалог вовне: что гладящая рука скажет той, которую гладит и наоборот; если идут самообвинения, можно предложить отсадить одного из «героев» на другой стул и поговорить. Стоит поискать тот объект, которому адресована энергия (от кого хочу получить или кому хочу отдать). Затем, спрашивать, что мешает клиенту это сделать, почему он себя останавливает (например, может мешать интроект или это происходит именно с этим объектом, и там есть еще какие-то причины).
Эготизм
Понимается как неспособность ослабить контроль и отдаться переживанию здорового слияния с объектом потребности.
Превалирует наблюдающее Эго – тот контроль, который я осуществляю за собой. Он мешает войти в полный контакт, ибо если я за собой наблюдаю, мне важно, как я выгляжу при том, что я делаю, не допускаю ли я неправильностей и некрасивостей, я как будто раздваиваюсь, и есть наблюдающая часть, которая меня осудит, если что, и есть действующая в контакте часть. Человек находится в жестких рамкх, и эготизм срывает контакт на фазе контактирования – человек уже готов вступить в контакт, и тут наблюдающая часть его останавливает, и это сковывает человека, и принуждает его входить в контакт каким-то определенным образом. Человек контактировать начинает не со средой, а с самим собой. Нет спонтанности и свободы в собственном проявлении, ибо если дать свободу «я сделаю что-то не то», в этом срыве человек замыкается на себе и нет выхода на границу-контакт. Человек в роли наблюдателя и комментатора своих отношений с другими, часто уходит из контакта при сокращении дистанции со стороны партнера.
Страх собственной несостоятельности, упущенных возможностей, страх зависимости, страх сближения.
Энергия уходит не на взаимодействие со средой, а на ту роль, которую человек должен исполнять. Человек не только находится в чувстве, но и как бы еще поглядывает на себя при этом, какой он – не доходя в связи с этим до момента полного контактирования.
Дефлексия
Способ снятия напряжения актуального контакта, заключающийся в уклонении от прямого контакта с другим, игнорирование стимулов среды.
Клиент выходит на границу-контакт, пересекает ее, но не по своей изначальной потребности, а отклоняется от первоначального движения и находит другой объект в среде. Немного похоже на сублимацию в психоанализе.
Например, клиент все время топчется вокруг точки приложения, но все время уводит энергию в другие места. В разговоре, например, неловкие паузы и разговоры ни о чем, обходя сложные темы. В сессиях это может выглядеть как забалтывание проблемы, клиент останавливается на незначимых вещах, начинает описывать их, по каждому поводу анекдот. Перлз создал термин «эбоутизм» от слова «about» - говорить о том, что имеет к потребности опосредованное отношение. Смеяться по любому поводу. В такой ситуации есть второй план, от которого человек уходит.
С дефлексией работают, возвращая клиента к какой-то фигуре. Мы замечаем, что клиент раз за разом соскальзывает, когда мы начинаем говорить на какую-то тему. Мы возвращаем ему это, говоря: «я заметил, что вы раз за разом…», но нужно учитывать этап терапии и индивидуальные особенности клиента. Если темп клиента и терапевта совпадают, это нормально, а если клиент значительно медленнее терапевта, ему может требоваться много времени, чтобы войти в контакт, адаптироваться, проверить терапевта. На первых этапах терапии поэтому дефлексию сразу разрушать не стоит.
Если контакт уже налажен хорошо, дефлексию можно напрямую фрустрировать.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/6/2/5/1625050/thumb/80435367.jpg)
URL записи
@темы: Контакт, Гештальт-психология