31.08.2010 в 21:53
Пишет  Scally:

Педагогические принципы мисс Кэтрин.
Папа вчера посмотрел первосентябрьские фотки и, кажется, испугался.
Заявил, что я от ученичков ничем не отличаюсь, и как вобще справляюсь. Гы-гы - это он еще не видел одну из моих нынешних групп - тридцать три пацана возрастом от 16 до 19.
Папа, конечно, прав - внешний вид мне авторитету, не добавляет, но, думаю (или утешаюсь), не во внешности дело. Мои основные принципы довольно просты и не открывают Америки (потому что мне лень заморачиваться придумывать что-то посложнее).
Поведение. Ну, оно должно быть естественным. Сидеть все уроки с каменным лицом, изрекая грамматические истины - это и мне самой неудобно, и у людей вызывает как минимум скуку. А вот мимика жесты, интонации - это привлекает внимание не только ко мне, но и к учебному процессу. Ну и увенность в себе необходима, хотя бы внешняя.
Обоснованные требования. Как ни странно, людям полезно знать, зачем я им рассказываю об артиклях и неправльных глаголах. Да, чтобы сдать экзамен. Чтобы вы не напутали со словом и не получили от возмущенного иностранца в лоб. Чтобы, когда будете готовится к зачету, не искать теорию по трем тетрадкам, перелистывая двадцать лишних записей, а сэкономить время, открыв сразу конспект с грамматикой. А связующие слова - это, между прочим, я вам не от нечего делать пишу, просто они классно смотрятся в сочинениях и производят хорошие впечатление. Дополнительный плюс и на экзамене, и в практической жизни.
Уважение. По моему мнению, уважения заслуживают даже те, кто время от времени выводит меня out of my f***ing mind. Проблемы с поведением, гиперактивностью, невнимательностью - это исключение, и в любом случае вина не только ученика, но и круга в котором он живет и учится. И поэтому я никогда не позволю сказать себе - "ты идиот" или "негодяй" или "терпеть тебя не могу". А вот "ты поступил очень плохо", "ты ничего даже не учил, и поэтому не знаешь, как ответить" или "ничего хорошего сейчас о тебе сказать не могу" - это да. И не в коем случае не акцентировать неудачи. Сказать о проблемах - да, сказать, как можно исправить положение, но "ты ничего не умеешь, не можешь, не понимаешь"" - неприемлимо. То есть, возможно мне так хочется сказать, но я сдерживаюсь. "Ты ничего не стараешься понять" - вот это иногда полезно сказать. Намек на то, что при страрнии все получится. Никогда не сравнивать с более успешными учениками - это только развивает комплексы. Но хвалить за старание даже при незначительном результате, за инициативу, за правильный ответ. Похвала - это своего рода катализатор действия. Тут возможен даже аванс - "ты же знаешь эту тему, все у тебя должно получиться". В исключительных случаях я, правда, могу использовать и резкий тон и "взгляд оскорбленного мушкетера", что тоже довольно действенно. Помню, ученик говорит: "Teacher, я читать не буду, все равно не умею, я английский не учил". Ну, я на это ничего отвечать не стала, однако взглянула на него весьма красноречиво. Ученик тут же взял лист и говорит: "Вы на меня так посмотрели, что мне сразу читать захотелось". Еле удержалась, чтобы не заржать. И ничего - прочитал, все что требовалось. Даже перевел. Почти правильно.
Разумные санкции. Без этого никак. Но ученики должны зарание знать мои требования (подробно обоснованные, с причинами) и что воспоследует при их несоблюдении. Собственно, воспоследовать может только одно - неудовлетворительные результат и трата свободного времени на его исправление. Потому что стипендию хочется получать всем. При накоплении долгов - это понятно. Но за нарушение дисциплины ведь не ставят плохие отметки. Я тоже не ставлю отметки за такие нарушения. Но! Если человек шумно ведет себя во время урока, мешает мне или однокурсникам, просто ничего не делает и так далее, это может означать только одно - он уже идеально усвоил материал, а значит, я со спокойной совестью могу задать ему вопросы по текущей теме и оценить результат. Так как в ста процентах случаев ничегонеделанье, посторонние занятие или элементарное желание повыпендриваться мешают усвоению информации, мои вопросы приводят к неудовлетворительному результату, который я позволяю исправить только на консультациях, то есть, в свободное для них время после уроков. Действует очень хорошо.
Тоже самое и с записями - отсутсвует нужный материал, приходится искать и переписывать его у добрых однокурсников во время, которое ученик мог бы потратить на более интересные для него дела.
Минимальная дистанция. Она нужна, чтобы ученики все же чувствовали, что они общаются со мной в основном, чтобы получать новые знания, а не просто провести время в приятной компании, и настраивались на соответствующий лад. Но строить из себя всезнающего и недоступного педагога - это не по мне. Я люблю разговоры о жизни, забавные истории, ну я юмор во время урока - это и вовсе незаменимо. Но все эти разговоры я стараюсь подогнать под тему урока, и веду их в основном на английком, при необходимости переводя свои слова на латышский. И, я уверена, все без труда запомнят, что не нужно путать слово free (бесплатный) со словом fries (картофель фри), после того, как я расскажу им забавную историию, произошедшую с моим братом, который, захотев перекусить жаренной картошкой, напугал продавщицу, требуя free - бесплатную. Примерами из жизни, интересностями и приколами я скрашиваю даже грамматику и фонетику.
Обращение. К мальчикам я обращаюсь в основном "gentlemen", а к девочкам "ladies". Им же уже от пятнадцати до двадцати лет, в основном. Помню, мою коллегу это ужасно смешило. Но я не считаю это смешным. Это дает свой результат. Подсознательно человек устроен так, что сремится соотвествовать образу, который в нем видят. Иногда изменения происходят прямо на глазах, стоит осуждающе заметить "You're not acting like gentlemen right now". Ну и самый главный мой принцип, теория, вера, наблюдение - называйте как хотите - всегда помнить, что даже из самого недисциплинированного, не склонного к наукам, неоформившегося подростка с активной тягой повыделываться вполне может вырасти человек вроде Пола Гросса.



URL записи

@темы: Педагогика