Юнгианская проективная аддиктивная методика
Простая, но в то же время довольно информативная методика, построенная по модели проективных техник К.Г.Юнга.
Согласно его воззрениям, реципиент (пациент, клиент) получает от терапевта набор стимулов, которые тот должен описать как можно подробнее. Каждый из стимулов несёт архитипическую природу (от греч. Αρχέτυπο — первообраз) — в аналитической психологии, основанной Карлом Г. Юнгом, — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного.
читать дальшеПожалуйста напишите рассказ. Объём – 1,5 – 2 страницы. Желательно более подробно прописать каждый из стимулов. Все они должны быть в рассказе логически связаны.
Не допускается отписок, рифмования, акынства (пример: Чукчу выгнали из стрип-клуба за то, что он пел обо всём, что видит. Шутка.)
Чем более серьёзно вы отнесётесь к данному заданию, тем больше о себе сможете узнать позже, когда вам будут даны «ключи» для прочтения результатов.
Стимулы.
Дорога
И вдруг забор.
Сад, дерево, плод.
И вдруг медведь.
Конь.
Кошка.
Сосуд.
Водоём.
Убедительная просьба сначала написать рассказ.
И уже потом прочитать нижеследующее (нажмите на текст).Этой методике меня научили в 1987 году, но за эти годы, разумеется, отдельные символы потребовали индивидуальной интерпретации, но главное - сама идея К.Г.Юнга осталась.
Нацеленность методики - диагностика:
1. отношений к людям, с людьми
2. самоотношения
3. наличия фобий, страхов
4. перспектив жизни и базовых личностных установок
Согласно Юнгу, задача психолога - дать основные значения архетипических символов, и дело только самого клиента - проинтерпретировать их, заодно неоднократно спросив себя самого относительно сути символов.
Итак, мы получили рассказ.
Как уже я писал ранее, рассказ не должен быть зарифмован или представлять из себя акынскую песню.
Первое, на что обращаем внимание - от чьего лица в рассказе идёт повествование.
От первого лица - принятие ответственности на себя.
От второго лица - задаём себе вопрос - "Кто виноват?" - получается перенос ответственности от себя на другого.
В расказе фигурирует множество лиц - например, стадо коров или рота партизан. Кто виноват? Группа. У Розенцвейга такая реакция называется экстрапунитивной - перенос ответственности за случившееся на других.
Более всего проблемна ситуация, когда в рассказе повествование идёт исключительно описательно - героя нет, но, словно видеокамера перемещается по воздуху.
Если описане обезличено - возможно (по первому признаку выводов не делаем) у автора рассказа имеет место депрессия или неприятие себя.
Дорога и вдруг забор.
Дорога - показатель жизненных перспектив.
Важно, чтобы она была ясной, открытой, уходящей вдаль. В этом случае мы можем говорит о том, что человек многое планирует и видит то, чего хочет достичь.
Усложним ситуацию.
- "Длинная и извилистая дорога, уходящая за поворотом" - человек живёт одним днём и не может прогнозировать развитие ситуации.
- Дорога широкая, но грязная (варианты - болотистая, неприятная) - ощущение заброшенности в личной жизни и нежелание идти верёд.
- Ещё вариант - дорога широкая, из гравия, в которой увязают ноги.. Вроде всё нормаьлно, но стоп.. Каков должен быть вес проблем, если ноги увязают в гравии?
- Дорога - тропинка в высокой траве. Такой вариант я называю эзотерическим (для избранных) - человек не хочет открывать другим свои цели и перспективы.
Следующий стимул - "И вдруг забор."
По моим наблюдениям, забор у большинства испытуемых почему-то зелёный... Так почему-то русские называю и тоску...
Но цвет забора никак не интерпретируется.
Теперь символическое значение забора.
Забор - это отношение к родительскому запрету или к закону (в зависимости от возраста испытуемого).
И забор имеет две особенности:
1. его расположение.
2. его форма.
Расположение - два варианта.
Первый - забор идёт параллельно дороге.. Собственно, получается, что запрет не касается человека, но он может знать о его существовании.
Второй - забор внезапно оказывается посреди дороги. А это уже означает непосредственное столкновение с ситуацией запрета. Впрочем, как написала одна моя студентка, "вдруг высокий бетонный забор.. Но я иду прямо, потому что так ближе..". Стоит ещё упомянуть о довольно весомых габаритах студентки и вспомнить мультфльм "Жил был Пёс", в котором объевшийся на свадьбе Волк проделывал что-то подобное с забором.
Форма забора.
Высокий, бетонный - весомость запрета, его невозможно преодолеть. Добавим ещё колючую проволоку сверху - и вообще усугубим картину. То есть, вооще невозможно преодолеть запрет.
Но находятся добрые испытуемые с юридическим образованем, и выход найден.
Итак, у них: "Высокий бетонный забор, сверху колючая проволока. И... КПП." Вот и всё: КПП, калитка - это всё означает наличие официального разрешения на нарушение запрета..
Узорчатый, миниатюрный забор - таков и запрет, он так, для красоты, а нарушить его можно очень просто..
Ещё вариант - забор покосившийся, как карточный домик - запрет был, но он устарел принципиально и не имеет не малейшего значения.
Впрочем, при нарушении (преодолении забора) возможны и травмы вроде порванной одежды.. Но это уже - следствие нарушения запрета.
Ещё вариант - забор высокий и деревянный. Но. Подходим и отодвигаем доску.. В общем, если нельзя, но очень хочется..
Сад. Дерево. Плод.
Здесь просто. Всё, что находится под запретом - и символизирует эти архетипы. Запретный плод сладок. Если испытуемый очень подробно прописывает - например, берёза, на которой висят яблоки, арбузы, груши и пр. - тема запретных сладостей довольно важна.
Вариант - сорвать яблоки, но не есть их, а брать так, на всякий случай - надо понять, что и почему запрещается.
Если же вообще данные стимулы не описываются - незначимость для человека проблематики запрета.
И вдруг медведь.
Медведь — это возмездие за нарушение запрета. Когда речь идё о фобиях или страхах — это медведь.
Медведь - «Тень» - то, что мы не прнимаем в себе, и что преследует нас в наших страхах, опасениях, тревогах.
Чаще всего в рассказах медведь — пытается заломать или убить. От него пытаются скрыться, спастись. Иногда — бороться.
Второй вариант — медведь — плюшевая игрушка или шкура на полу. В этом случае мы вправе говорить, что человек сам справился и интегрировал в свою личность свои страхи и тем самым стал гармоничным. Ведь «Тень» — это то, что мы в себе не принимаем или даже при всей очевидности не желаем знать.
Третий вариант — медвежонок. Мохнатый, весёлый, с ним хочется поиграть или погладить... Замечательно. Но рядом где-то мамаша, которая совсем не рада таким посторонним контактам своего мохнатого отпрыска. Вывод — недооценка ситуации и попытка инантильно взглянуть на реальность.
Конь.
Анимус. Мужское начало. У мужчин оно есть, у женщин долно также проявляться в виде умения постоять за себя (не в очереди).
В случае, если этот рассказ пишет девушка - конь выполняет две роли:
- спаситель. Конь спасает от медведя, на него можно вскочит и скакать... Иногда рассказ пишут по-Фрейду — вскочит и с наслаждением скакать... Но не будем уходит в эти дебри.
- конь пасётся вдалеке.. Вот она — ещё одна ипостась мужского начала — пастись и делать вид, что тебя этот никак не касается.
А одна моя студентка, та самая, которая писала о бетонном заборе, прошла и уронила деревянного коня-качалку. Вот ещё одна странная ипостась. Мы смеялись. Фрейду бы идея очень понравилась. Параноики встревожились.
Если рассказ пишет мужчина, важно, чтобы не было упоминания о роскошной гриве, красивых копытах и пр. Иначе рассказ указвает на смещение гендерных ролей.
В норме, если мужчина описывает параметры коня, породу, возможности..
Кошка.
Анима. Женское начало. Интуиция.
Если мужчины чаще всего пишут о кошках следущее: привязать сосуд к хвосту кошки и свистнуть.. Или.. Кошка вечно путается под ногами коня. Что, в принципе, понятно.
Но мужчина обязательно должен слушат свою интуицию, а не отторгать её.
Женщины чаще кошек описывают с таких ипостасях:
- кошка сидит на ветке и наблюдает.
- погладить ластящуюся кошку
- кошка показывает верный путь.
Сосуд.
Несколько нюансов.
Сосуд — это понимание другого человека вообще.
Отсюда:
- сосуд может быт прозрачным (при том не важно, утоончённая хрустальная ваза это или бутылка из-под кефира) — главное — видно содержание сосуда. Следователно, есть интерес понимать других людей и способности.
- сосуд непрозрачный (глиннй, золотой, серебряный, хуже — нарисованный) - «чужая душа — потёмки» - здесь наличествует либо нежелание понимать другого человека, либо отсутствие интереса к другим людям.
Важно, сосуд целый или разбитый. Целый — желательно. Разбитый — (теперь важно понять из рассказа, если разбитый — то кем именно — варианта три — либо сам герой разбивает — осознание нанесения психологической травмы другому человеку, обиды и пр., либо — сосуд был разбит кем-то из героев рассказа, например, медведем, конём, кошкой — осознание нанесения обиды собственной ипостасью, которая не всегда принимается и осознаётся. Третий вариант — сосуд уже был разбит — осознание нанесения обиды дрыгому человеку кем-то).
Озеро.
Это - «Самость», целостность человеческой личности, к чему он должен стремится.
Озеро должно быть чистым, в нём не должно никого плавать. Лебеди, гуси, утки. А теперь подумайте, красиво... но чистая ли в таком водоёме вода? Важно, чтобы воду пытались пить.
Очень хороший вариант — зачерпнуть сосудом воду — то есть, человек познаёт себя посредством наполнения собственной личность другого человека.
Хуже, если водоём высох или в нём купаются стадо коров или рота партизан. Это может говорит о том, что в жизни человека кто-то весьма существенно "наследил".
(с) Сайт доцента Смыслова
Простая, но в то же время довольно информативная методика, построенная по модели проективных техник К.Г.Юнга.
Согласно его воззрениям, реципиент (пациент, клиент) получает от терапевта набор стимулов, которые тот должен описать как можно подробнее. Каждый из стимулов несёт архитипическую природу (от греч. Αρχέτυπο — первообраз) — в аналитической психологии, основанной Карлом Г. Юнгом, — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного.
читать дальшеПожалуйста напишите рассказ. Объём – 1,5 – 2 страницы. Желательно более подробно прописать каждый из стимулов. Все они должны быть в рассказе логически связаны.
Не допускается отписок, рифмования, акынства (пример: Чукчу выгнали из стрип-клуба за то, что он пел обо всём, что видит. Шутка.)
Чем более серьёзно вы отнесётесь к данному заданию, тем больше о себе сможете узнать позже, когда вам будут даны «ключи» для прочтения результатов.
Стимулы.
Дорога
И вдруг забор.
Сад, дерево, плод.
И вдруг медведь.
Конь.
Кошка.
Сосуд.
Водоём.
Убедительная просьба сначала написать рассказ.
И уже потом прочитать нижеследующее (нажмите на текст).Этой методике меня научили в 1987 году, но за эти годы, разумеется, отдельные символы потребовали индивидуальной интерпретации, но главное - сама идея К.Г.Юнга осталась.
Нацеленность методики - диагностика:
1. отношений к людям, с людьми
2. самоотношения
3. наличия фобий, страхов
4. перспектив жизни и базовых личностных установок
Согласно Юнгу, задача психолога - дать основные значения архетипических символов, и дело только самого клиента - проинтерпретировать их, заодно неоднократно спросив себя самого относительно сути символов.
Итак, мы получили рассказ.
Как уже я писал ранее, рассказ не должен быть зарифмован или представлять из себя акынскую песню.
Первое, на что обращаем внимание - от чьего лица в рассказе идёт повествование.
От первого лица - принятие ответственности на себя.
От второго лица - задаём себе вопрос - "Кто виноват?" - получается перенос ответственности от себя на другого.
В расказе фигурирует множество лиц - например, стадо коров или рота партизан. Кто виноват? Группа. У Розенцвейга такая реакция называется экстрапунитивной - перенос ответственности за случившееся на других.
Более всего проблемна ситуация, когда в рассказе повествование идёт исключительно описательно - героя нет, но, словно видеокамера перемещается по воздуху.
Если описане обезличено - возможно (по первому признаку выводов не делаем) у автора рассказа имеет место депрессия или неприятие себя.
Дорога и вдруг забор.
Дорога - показатель жизненных перспектив.
Важно, чтобы она была ясной, открытой, уходящей вдаль. В этом случае мы можем говорит о том, что человек многое планирует и видит то, чего хочет достичь.
Усложним ситуацию.
- "Длинная и извилистая дорога, уходящая за поворотом" - человек живёт одним днём и не может прогнозировать развитие ситуации.
- Дорога широкая, но грязная (варианты - болотистая, неприятная) - ощущение заброшенности в личной жизни и нежелание идти верёд.
- Ещё вариант - дорога широкая, из гравия, в которой увязают ноги.. Вроде всё нормаьлно, но стоп.. Каков должен быть вес проблем, если ноги увязают в гравии?
- Дорога - тропинка в высокой траве. Такой вариант я называю эзотерическим (для избранных) - человек не хочет открывать другим свои цели и перспективы.
Следующий стимул - "И вдруг забор."
По моим наблюдениям, забор у большинства испытуемых почему-то зелёный... Так почему-то русские называю и тоску...
Но цвет забора никак не интерпретируется.
Теперь символическое значение забора.
Забор - это отношение к родительскому запрету или к закону (в зависимости от возраста испытуемого).
И забор имеет две особенности:
1. его расположение.
2. его форма.
Расположение - два варианта.
Первый - забор идёт параллельно дороге.. Собственно, получается, что запрет не касается человека, но он может знать о его существовании.
Второй - забор внезапно оказывается посреди дороги. А это уже означает непосредственное столкновение с ситуацией запрета. Впрочем, как написала одна моя студентка, "вдруг высокий бетонный забор.. Но я иду прямо, потому что так ближе..". Стоит ещё упомянуть о довольно весомых габаритах студентки и вспомнить мультфльм "Жил был Пёс", в котором объевшийся на свадьбе Волк проделывал что-то подобное с забором.
Форма забора.
Высокий, бетонный - весомость запрета, его невозможно преодолеть. Добавим ещё колючую проволоку сверху - и вообще усугубим картину. То есть, вооще невозможно преодолеть запрет.
Но находятся добрые испытуемые с юридическим образованем, и выход найден.
Итак, у них: "Высокий бетонный забор, сверху колючая проволока. И... КПП." Вот и всё: КПП, калитка - это всё означает наличие официального разрешения на нарушение запрета..
Узорчатый, миниатюрный забор - таков и запрет, он так, для красоты, а нарушить его можно очень просто..
Ещё вариант - забор покосившийся, как карточный домик - запрет был, но он устарел принципиально и не имеет не малейшего значения.
Впрочем, при нарушении (преодолении забора) возможны и травмы вроде порванной одежды.. Но это уже - следствие нарушения запрета.
Ещё вариант - забор высокий и деревянный. Но. Подходим и отодвигаем доску.. В общем, если нельзя, но очень хочется..
Сад. Дерево. Плод.
Здесь просто. Всё, что находится под запретом - и символизирует эти архетипы. Запретный плод сладок. Если испытуемый очень подробно прописывает - например, берёза, на которой висят яблоки, арбузы, груши и пр. - тема запретных сладостей довольно важна.
Вариант - сорвать яблоки, но не есть их, а брать так, на всякий случай - надо понять, что и почему запрещается.
Если же вообще данные стимулы не описываются - незначимость для человека проблематики запрета.
И вдруг медведь.
Медведь — это возмездие за нарушение запрета. Когда речь идё о фобиях или страхах — это медведь.
Медведь - «Тень» - то, что мы не прнимаем в себе, и что преследует нас в наших страхах, опасениях, тревогах.
Чаще всего в рассказах медведь — пытается заломать или убить. От него пытаются скрыться, спастись. Иногда — бороться.
Второй вариант — медведь — плюшевая игрушка или шкура на полу. В этом случае мы вправе говорить, что человек сам справился и интегрировал в свою личность свои страхи и тем самым стал гармоничным. Ведь «Тень» — это то, что мы в себе не принимаем или даже при всей очевидности не желаем знать.
Третий вариант — медвежонок. Мохнатый, весёлый, с ним хочется поиграть или погладить... Замечательно. Но рядом где-то мамаша, которая совсем не рада таким посторонним контактам своего мохнатого отпрыска. Вывод — недооценка ситуации и попытка инантильно взглянуть на реальность.
Конь.
Анимус. Мужское начало. У мужчин оно есть, у женщин долно также проявляться в виде умения постоять за себя (не в очереди).
В случае, если этот рассказ пишет девушка - конь выполняет две роли:
- спаситель. Конь спасает от медведя, на него можно вскочит и скакать... Иногда рассказ пишут по-Фрейду — вскочит и с наслаждением скакать... Но не будем уходит в эти дебри.
- конь пасётся вдалеке.. Вот она — ещё одна ипостась мужского начала — пастись и делать вид, что тебя этот никак не касается.
А одна моя студентка, та самая, которая писала о бетонном заборе, прошла и уронила деревянного коня-качалку. Вот ещё одна странная ипостась. Мы смеялись. Фрейду бы идея очень понравилась. Параноики встревожились.
Если рассказ пишет мужчина, важно, чтобы не было упоминания о роскошной гриве, красивых копытах и пр. Иначе рассказ указвает на смещение гендерных ролей.
В норме, если мужчина описывает параметры коня, породу, возможности..
Кошка.
Анима. Женское начало. Интуиция.
Если мужчины чаще всего пишут о кошках следущее: привязать сосуд к хвосту кошки и свистнуть.. Или.. Кошка вечно путается под ногами коня. Что, в принципе, понятно.
Но мужчина обязательно должен слушат свою интуицию, а не отторгать её.
Женщины чаще кошек описывают с таких ипостасях:
- кошка сидит на ветке и наблюдает.
- погладить ластящуюся кошку
- кошка показывает верный путь.
Сосуд.
Несколько нюансов.
Сосуд — это понимание другого человека вообще.
Отсюда:
- сосуд может быт прозрачным (при том не важно, утоончённая хрустальная ваза это или бутылка из-под кефира) — главное — видно содержание сосуда. Следователно, есть интерес понимать других людей и способности.
- сосуд непрозрачный (глиннй, золотой, серебряный, хуже — нарисованный) - «чужая душа — потёмки» - здесь наличествует либо нежелание понимать другого человека, либо отсутствие интереса к другим людям.
Важно, сосуд целый или разбитый. Целый — желательно. Разбитый — (теперь важно понять из рассказа, если разбитый — то кем именно — варианта три — либо сам герой разбивает — осознание нанесения психологической травмы другому человеку, обиды и пр., либо — сосуд был разбит кем-то из героев рассказа, например, медведем, конём, кошкой — осознание нанесения обиды собственной ипостасью, которая не всегда принимается и осознаётся. Третий вариант — сосуд уже был разбит — осознание нанесения обиды дрыгому человеку кем-то).
Озеро.
Это - «Самость», целостность человеческой личности, к чему он должен стремится.
Озеро должно быть чистым, в нём не должно никого плавать. Лебеди, гуси, утки. А теперь подумайте, красиво... но чистая ли в таком водоёме вода? Важно, чтобы воду пытались пить.
Очень хороший вариант — зачерпнуть сосудом воду — то есть, человек познаёт себя посредством наполнения собственной личность другого человека.
Хуже, если водоём высох или в нём купаются стадо коров или рота партизан. Это может говорит о том, что в жизни человека кто-то весьма существенно "наследил".
(с) Сайт доцента Смыслова
@темы: Юнгианская методика