Динамики-статики. Творческие проблемы.Последняя тема. Самая интересная и самая для меня сложная. Про системные творческие проблемы. И речь вовсе не о болевой.
Рассказываю, как это все поняла я сама (не факт, что правильно). Разбиралась долго, как-то трудно мне далась эта тема.
Берем разбиение по парам рациональность/иррациональность и экстраверсия/интроверсия. У Рейнина получаются дополнительные признаки - статик или динамик. Каждая группа ТИМов испытывает сходные проблемы, которые приходится преодолевать при переходе в творческое состояние. В чем суть?
Если мы возьмем модель А любого ТИМа, то что мы видим? То, что сильная вторая творческая функция полностью противоположна сильной первой базовой. Если базовая функция экстравертная (черненький значок), то творческая всегда интровертная (беленький значок), и наоборот. Если базовая функция рациональна (логика или этика), то творческая - иррациональна (сенсорика или интуиция) и наоборот. То есть получается, что когда человек включает активное творчество, он оказывается втянут в непривычный режим деятельности. Он создает вовсе не те реалии, среди которых он живет в обыденной жизни и которые способен адекватно оценить. Творчество выталкивает его из личностной установки, из привычных и комфортных режимов существования по базовой функции.
При этом у рациональных ТИМов возникает соблазн стандартизации и "узаконивания" текущих состояний мира, а у иррациональных - соблазн не придавать значения "достижениям среднего разума", не утруждаться внесением своего вклада. Экстравертов не привлекает мысль вникать в мелкие подробности частного восприятия, а интровертам не хочется вылезать из своей скорлупы.
И возникают коллизии между установками базовой и творческий функции. У каждой группы ТИМов они свои.
читать дальшеГюго, Гамлет, Джек, Штирлиц. Рациональные экстраверты, динамики.
Люди этих ТИМов проявляют творческое самовыражение в области интровертных иррациональных ценностей. Это значит, что они, ориентированные на внешний успех и признание по самой своей природе, в творчестве должны полагаться на субъективные сиюминутные ощущения - свои или конкретного персонажа. Опираясь на накопленный опыт и объективные технологии, они создают ценности для текущей субъективной оценки, о механизмах которой имеют только внешнее и весьма смутное впечатление. Как они могут удостовериться, что их творчество принято? По статье в газете? По отзывам на форумах?
Тут соблазн состоит в желании сделать классификацию всех внутренних порывов окружающих, наклеить ярлыки и все воспринимать как "типичный случай со сценарием номер 8".
Проблема, которую им приходится преодолевать в себе при переходе в творческое состояние - консерватизм.
Такие люди при огромной широте интересов проявляют определенную методичность. Творческим проявлениям мешают консервативные взгляды, оглядки на нормы, неуверенность в собственных ощущениях или прогнозах.
Без освобождения от давления общественного мнения самовыражение у таких ТИМов не состоится.
Дюма, Есенин, Бальзак, Габен - иррациональные интроверты, динамики
Эти ТИМы реализуются в создании экстравертных рациональных ценностей - идеологий и технологий, влияющих на массы и претендующих на роль общечеловечесиких программ. Люди, сосредоточенные на своих текущих сотояниях, гибко подстраивающиеся под обстоятельства, создают механизмы, направляющие объективные процессы в нужное русло. Можно увидеть это "русло" своим частным "внутренним взором"? Будут ли приняты обществом рецепты, созданные в кабинете?
И здесь соблазн в том, чтоб увильнуть от тех затрат энергии и ресурсов, которых требует внедрение любого нового процесса. Действия, которые требуют социальной инициативы и ответственности, очень хочется переложить на кого-нибудь другого. И этимы ТИмы склонны опять возращаться в скорлупу привычного комфорта и ничего не делать, благо жизнь предоставяет им широкое поле для творческой реализации.
Проблема, которая возникает у этих тимов - человеческая лень.
Если человек проявляет большую личную изобретательнсть для того, чтоб его физическое и эмоционалное состояние не нарушали никакие внешние факторы, то наверняка он уже не раз слышал упреки в пассивности и лени.
Нужна большая решимость и самоотверженность, чтобы пытаться воздествовать на внешний мир, который вовсе не производит впечатления готового к переменам. Без преодоления своей пассивности и лени о творческом самовыражении этих ТИмов говорить не приходится.
Итак, подведем итоги: консерватизм, безответственность, формализм и лень.
Дон Кихот, Жуков, Наполеон, Гексли. Иррациональные экстраверты, статики
Люди этих ТИМов проявляют творчество в области интровертных рациональных ценностей - норм и правил, нравственности и науки. При этом сами они настроены на текущие и будущие внешние перемены, это типы, которым по жизни ни нормы ни правила никогда не мешают. А реализуются они как творцы только тогда, когда из ускользающей и изменяющейся реальности извлекают кристаллы вечной истины или гуманизма. Поймут ли их окружаюшие? Надо ли это людям, отдельным, конкретным людям?
Соблазн здесь состоит в недооценке осмысления и накопления опыта, который каждый "маленький" человек вносит в общий фонд человечества. Этим ТИМам не хочется останавливаться и утруждаться, чтобы придать своим находкам приемлимую для общества форму, найти место в общей культуре, связать с другими, сделать общедоступными.
Проблема, которую приходится преодолевать этим ТИМам, чтобы их творчество состоялось - безответственность.
Если человек проявляет постоянную склонность к расширению и обновлению сферы своих интересов, доверяя собственным суждениям больше, чем инструкциям, то его творческие проявления ограничатся эскизами и общими идеями, не доходя до стадии конкретного воплощения. Таким людям трудно чертить чертежи или выписывать конкретные диалоги в сценарии, когда они уже придумывают новую историю или конструкцию.
Без серьезной внутренней и внешней дисциплины такие типы могут не довети до конца ни одну работу.
Робеспьер, Максим, Драйзер, Достоевский - рациональные интроверты, статики
Эти ТИМы проявляют свой творческий потенциал в области экстравертных иррациональных ценностей. При этом сами они самоуглубленные, склонные к рефлексии, а получают реализацию в формировании текущих внешних событий, вносят в них свои оценки и опыт традиций. Исходя из своего переживания социальных норм и законов они вносят такие изменения во внешнюю жизнь, которые сами могут оценить далеко не сразу и не далеко не всегда верно. Как отразится их изменение на обществе? Станет оно гуманнее, или наоборот, рухнет?
И здесь часто происходит линейная экстраполяция найденных закономерностей или ценностей на внешние общественные процессы без учета их конкретных качеств и тенденций. Эти ТИМы склонны приписывать остальным свое воприятие смыслов или моральных норм, и не утруждают себя охватом всего спектра представленных в обществе взглядов. Чужие убеждения кажутся им ошибочными.
Проблема, которую приходится преодолевать таким людям, чтобы их творчество состоялось - формализм.
Если человек склонен к самоуглублению и одновременно уважению общественных ценностей, если он опирается на традиционные методы и опыт, то скорее всего, его творчество будет отличать определенная шаблонность и субъективность. Ему трудно представить, что можно опереться на другую систему взглядов, и что таких систем много.
Без серьезного расширения сознания и воспитания толерантности к альтернативным взгядам эти тимы по-настоящему не смогут реализоваться.
Есть еще два разбиения, по которым накоплены данные. Я вообще вкратце, потому что информации по этим вопросам - дофига и больше. Разбиение логика/этика и сенсорика/интуиция. Или по Рейнину - аристократы и демократы. Получатся соционические клубы, и харктеризуют они в общем профориентацию.
Максим, Жуков, Штирлиц, Габен - аристократы. Это производственный клуб.
Дюма, Гюго, Напрлеон, Драйзер - демократы. Социальный клуб.
Дон Кихот, Робеспьер, Бальзак, Джек - демократы. Исследовательский слуб.
Гамлет, Есенин, Достоевский, Гексли - аристократы. Коммуникативный клуб.
Тут как бы все понятно.
И последнее разбиение. Логика/этика и рациональность/иррациональность. Эмотивные или конструктивные по Рейнину. Это так называемые миссии - то есть каждая четверка ТИМов характеризуется сходными идеологическими устоями и глобальной целью своей деятельности.
Робеспьер, Максим, Джек, Штирлиц - эмотивные. Фундаменталисты.
Гюго, Гамлет, Драйзер, Достоевский - конструктивисты. Воспитатели.
Дон Кихот, Жуков, Бальзак, Габен - конструктивные. Прогрессисты.
Дюма, Есенин, Наполеон, Гескли - эмотивные. Гуманисты.