18.03.2015 в 16:46
Пишет Goshmam:Психологи, в том числе эволюционные психологи, очень любят наблюдать за детками-дошкольниками по всему миру. С года до 7 лет происходит огромный, качественный прыжок в развитии, и кроме того, дети обычно не понимают, что за ними наблюдают, и взрослые могут видеть их поведение и реакции в "естественной среде".
В том числе пристально и много изучают вопросы доминирования. И стиль доминирования очень меняется с возрастом.
Когда детки еще совсем маленькие, им не хватает речевых и социальных навыков для каких-то тонких манипуляций, и они используют физическую силу. Дети обращают внимание на агрессивных индивидуумов и многие предпочитают иметь их в качестве социальных партнеров по играм или еще как-то.
Но по мере взросления ситуация меняется кардинально.
В ходе одного эксперимента детей разбили на пары: доминантный и ведомый ребенок. И давали вместе играть. Например, дети играли с игрушечной удочкой. У маленьких детей доминантный ребенок часто просто забирал удочку и не отдавал, пока ему не надоедало, а ведомый ребенок покорно ждал своей очереди. У более старших деток все было иначе. Вот яркий пример. Играют девочка-лидер и подчиненный мальчик. Девочка забрасывает удочку первой, а когда наступает очередь мальчика, она наклоняется к нему и дает совет. Мгновение спустя она спрашивает: "Тебе помочь?" - и нежно забирает удочку из рук мальчика. Затем она говорит: "Ну вот, твою рыбу мы поймали, теперь моя очередь". Они улыбаются друг другу и продолжают играть вместе. Но удочка находится в руках девочки 80% времени. Мальчик же доволен и считает, что все отлично и они играют на равных.
Ребенок, забирающий удочку силой и ребенок, получающий удочку благодаря ласке и хорошим манером, в принципе ничем не отличаются - оба стремятся контролировать некий ресурс. Но добиваются они этого разными путями. Это может быть даже один ребенок, но с разницей в несколько лет. Часто между 1 и 3 группами детского сада дети, задирающие других, теряют свой авторитет. Те, кто сохраняет влияние, понимают, что нужно считаться с мыслями и чувствами других. Это совсем не то же самое, что уступить чувствам других (как в случае с девочкой). Доминантные дети учатся использовать базовые социальные приемы (компромисс, сотрудничество, обращение к дружеским чувствам) для того, чтобы монополизировать ресурс, но сохранить при этом чувства духа доброй воли в коллективе.
С точки зрения старого бихевиоризма, это сотрудничество, эволюционные психологи считают, что это одна из форм соперничества.
Теперь пример из взрослой жизни. Когда Майкрософт только создавался, Пол Аллен уже бросил колледж и стал работать над программным обеспечением для их первого крупного заказчика, получая при этом от заказчика зарплату. Прошло полгода, и Билл Гейтс тоже созрел для решительного шага. Оба приняли равное участие в создании Майкрософта, но когда оговаривали между собой формальные условия, Гейтс сказал, что "справедливо" будет, если он получит 60% доли, а Аллен - 40. Во-первых, Аллен уже получал зарплату, а во-вторых, он бросил "всего лишь" университет Вашингтона, а Гейтсу придется оставить Гарвард.
Он не настаивал, не был агрессивным, он был любезен с Алленом и пытался добиться иллюзии, что он справедлив. Пол Аллен согласился, и конечно же, благодоря их сотрудничеству преуспел. Но он всегда стоял на одну ступеньку ниже, чем Гейтс в рейтингах самых богатых людей мира, более того, аналитики подсчитали, что на момент 2000 года эта разница стоила Аллену 15 миллиардов долларов.
Психологи, занимающиеся вопросами доминирования, называют этот случай самым эффективным примером доминатного поведения в истории животного мира на нашей планете
URL записиВ том числе пристально и много изучают вопросы доминирования. И стиль доминирования очень меняется с возрастом.
Когда детки еще совсем маленькие, им не хватает речевых и социальных навыков для каких-то тонких манипуляций, и они используют физическую силу. Дети обращают внимание на агрессивных индивидуумов и многие предпочитают иметь их в качестве социальных партнеров по играм или еще как-то.
Но по мере взросления ситуация меняется кардинально.
В ходе одного эксперимента детей разбили на пары: доминантный и ведомый ребенок. И давали вместе играть. Например, дети играли с игрушечной удочкой. У маленьких детей доминантный ребенок часто просто забирал удочку и не отдавал, пока ему не надоедало, а ведомый ребенок покорно ждал своей очереди. У более старших деток все было иначе. Вот яркий пример. Играют девочка-лидер и подчиненный мальчик. Девочка забрасывает удочку первой, а когда наступает очередь мальчика, она наклоняется к нему и дает совет. Мгновение спустя она спрашивает: "Тебе помочь?" - и нежно забирает удочку из рук мальчика. Затем она говорит: "Ну вот, твою рыбу мы поймали, теперь моя очередь". Они улыбаются друг другу и продолжают играть вместе. Но удочка находится в руках девочки 80% времени. Мальчик же доволен и считает, что все отлично и они играют на равных.
Ребенок, забирающий удочку силой и ребенок, получающий удочку благодаря ласке и хорошим манером, в принципе ничем не отличаются - оба стремятся контролировать некий ресурс. Но добиваются они этого разными путями. Это может быть даже один ребенок, но с разницей в несколько лет. Часто между 1 и 3 группами детского сада дети, задирающие других, теряют свой авторитет. Те, кто сохраняет влияние, понимают, что нужно считаться с мыслями и чувствами других. Это совсем не то же самое, что уступить чувствам других (как в случае с девочкой). Доминантные дети учатся использовать базовые социальные приемы (компромисс, сотрудничество, обращение к дружеским чувствам) для того, чтобы монополизировать ресурс, но сохранить при этом чувства духа доброй воли в коллективе.
С точки зрения старого бихевиоризма, это сотрудничество, эволюционные психологи считают, что это одна из форм соперничества.
Теперь пример из взрослой жизни. Когда Майкрософт только создавался, Пол Аллен уже бросил колледж и стал работать над программным обеспечением для их первого крупного заказчика, получая при этом от заказчика зарплату. Прошло полгода, и Билл Гейтс тоже созрел для решительного шага. Оба приняли равное участие в создании Майкрософта, но когда оговаривали между собой формальные условия, Гейтс сказал, что "справедливо" будет, если он получит 60% доли, а Аллен - 40. Во-первых, Аллен уже получал зарплату, а во-вторых, он бросил "всего лишь" университет Вашингтона, а Гейтсу придется оставить Гарвард.
Он не настаивал, не был агрессивным, он был любезен с Алленом и пытался добиться иллюзии, что он справедлив. Пол Аллен согласился, и конечно же, благодоря их сотрудничеству преуспел. Но он всегда стоял на одну ступеньку ниже, чем Гейтс в рейтингах самых богатых людей мира, более того, аналитики подсчитали, что на момент 2000 года эта разница стоила Аллену 15 миллиардов долларов.
Психологи, занимающиеся вопросами доминирования, называют этот случай самым эффективным примером доминатного поведения в истории животного мира на нашей планете