Продолжаю знакомиться с этой замечательной работой.
Книга написана таким образом, что читается на одном дыхании как захватывающая история; она снабжена множеством примеров из жизни, откровениями пострадавших, от которых иногда сжимается сердце и на глазах выступают слезы.
Judith Herman берет нас за руку и позволяет нашему сердцу соприкоснуться с тем сокрушительным опытом ужаса и беспомощности, осквернением наших верований, разрушением столпов доверия и безопасности, который присутствует в невыносимых травматических ситуациях.
Чуть дальше пойдет более специфический материал, а первую треть книги я бы рекомендовал читать не только специалистам, но и всем людям, чтобы они могли
видеть и
понимать тех, кому довелось пережить то, что, казалось бы, человек пережить не способен, и кому пришлось почувствовать на себе ледяное дыхание смерти (в самых разных его проявлениях).
В такую работу лучше всего погружаться "шкурой" (душой, открытым сердцем - называйте, как хотите) и читать целиком (а что-то выписывать, перечитывать и переосмысливать).
Я делюсь совсем-совсем короткими конспектами (по сравнению с общим текстом), во-первых, из-за авторского права (и то, совесть говорит, что уже выхожу из допустимых "берегов"; поэтому надеюсь, что мои посты будут неплохой рекламой для этой работы, которую, надеюсь, кто-то решится приобрести после их прочтения), во-вторых, даже на эти отрывки уходит немало времени, которого итак не хватает.
Приобрести эту замечательную книгу можно
здесь (подержаные экземпляры стоят копейки).
Первая часть конспектов -
здесь.
Итак, отрывки:
читать дальшеТравматические события ставят под сомнение основу человеческих взаимоотношений.
Они нарушают связанность с семьей и обществом, любовью и дружбой.
Разрушают конструкцию Я, которая сформирована и поддерживается отношениями с другими людьми.
Подрывают систему верований, которые придают смысл человеческому опыту.
...они оказывают основное воздействие не только на психологические структуры Я, но также на системы привязанности и смыслообразования, соединяющие личное и коллективное.
Травматические события разрушают основополагающие предположения жертвы о безопасности мира, позитивную ценность Я и наполненный смыслом порядок мироздания.
Чувство безопасности в мире, или базовое доверие, приобретается на заре жизни во взаимоотношениях с первым заботящимся лицом.
Возникнув с самой жизнью, это чувство поддерживает человека на протяжении всего жизненного цикла.
Оно составляет основу всех систем взаимоотношений и веры.
Первоначальный опыт заботы позволяет человеческим существам представить себе мир, к которому они принадлежат, как мест, гостеприимное для человеческой жизни.
Базовое доверие является основой веры в непрерывность жизни, порядок природы...
...в состоянии ужаса люди естественным образом тянутся к своему источнику защиты и комфорта.
Раненые солдаты, изнасилованные женщины взывали к своим матерям, к господу.
И когда этот крик остается без ответа, чувство базового доверия оказывается надломлено.
Травмированные люди чувствуют себя совершенно заброшенными и одинокими, изгнанными из человеческой (или божественной) системы защиты и поддержки.
В дальнейшем это чувство отчуждения и разъединения пронизывает все их отношения (от самых интимных до абстрактной принадлежности к обществу и религии).
Когда базовое доверие потеряно, человек чувствует себя в большей степени мертвым, чем живым.
Как уже отмечалось, чувство связи с заботящимися людьми - основа развития личности.
Когда такая связь разрушается, травмированная личность теряет "чувство себя"...
...развитие позитивного "чувства себя" у ребенка зависит от доброкачественного использования заботящимся лицом своей силы.
Когда родитель - который является гораздо более мощной фигурой чем ребенок - тем не менее в своем отношении учитывает индивидуальность и достоинство ребенка, последний чувствует, что его уважают и ценят.
Он также развивает свою автономию, обособленность в рамках этих взаимоотношений.
Травматические события нарушают автономию личности на уровне базисной телесной целостности.
В тело ворвались, повредили, осквернили.
...стыд - это ответ на беспомощность, на нарушение физической целостности и унизительное страдание на глазах у другого человека.
После травматического воздействия мир перестает быть таким, каким был прежде...
...в момент травмы, почти по определению, точка зрения индивида не имеет никакого значения.
В изнасиловании, например, целью нападения является именно демонстрация презрения к автономии и достоинству потерпевшего.
Таким образом, травматическое событие разрушает веру в то, что можно быть самим собой по отношению к другим.
...оно разрушает чувство связи между человеком и обществом, создавая кризис веры.
Наиболее серьезное разрушение веры и чувства общности происходит тогда, когда травмирующие события включают в себя предательство в значимых отношениях.
...
...подобные колебания происходят также в регуляции близости.
Травма побуждает людей как выходить из близких отношений, так и отчаянно к ним стремиться.
Глубокое нарушение базового доверия, чувство неполноценности, вины и стыда, а также необходимость избегать любых напоминаний о травме, которые могут быть обнаружены в общественной жизни - все это способствует выходу из близких отношений.
Но ужас травматического события усиливает потребность в защитной привязанности.
Поэтому травмированный человек часто мечется между изоляцией и тревожным цеплянием за других.
...все это приводит к образованию интенсивных, нестабильных отношений, в которых происходит колебаний между крайностями.
Идентичность, которая была сформирована до травмы, оказывается безвозвратно уничтоженной.
...насилие (нарушение), по сути, является синонимом изнасилования.
Целью насильника является терроризирование, доминирование, унижение своей жертвы - чтобы сделать ее совершенно беспомощной.
Таким образом, изнасилование, по своей природе, заведомо предназначено для нанесения психологической травмы.
...
В период после травматических событий выжившие остаются крайне уязвимыми.
Их чувство себя разбито в дребезги.
Это чувство может быть восстановлено лишь таким же способом, каким оно было построено изначально - в связи с другими.
...сразу после травмы главной задачей является восстановление некоторой минимальной формы доверия.
Гарантии защиты и безопасности имеют огромное значение.
...имея опыт тотальной изоляции выживший чутко осознает хрупкость всех человеческих связей перед лицом опасности.
Он нуждается в ясных и четких гарантиях, что он не будет брошен еще раз.
После того, как чувство безопасности восстановлено, выживший нуждается в помощи других для восстановления позитивного взгляда на самого себя.
Регулирование близости и агрессии, нарушенное травмой, должно быть восстановлено.
Это требует, чтобы другие проявляли некоторую терпимость к колеблющейся потребности выжившего то к близости, то к дистанции, а также уважение к его попыткам восстановить автономию и самоконтроль.
При этом не требуется терпеть неконтролируемые вспышки агрессии, да и такая терпимость на самом деле контрпродуктивна, так как это в конечном счете увеличивает нагрузку вины и стыда у выжившего.
Скорее, восстановление чувства собственного достоинства требует такого же уважения автономии, которое способствовало изначальному развитию самооценки в первые годы жизни.
В своем стремлении быть защитой семья, возлюбленные и друзья могут игнорировать потребность выжившего в восстановлении чувства автономии.
В период после травматического события члены семьи могут принимать решения, основываясь исключительно на своих взглядах, игнорировать или переиначивать потребности выжившего, тем самым еще раз обессиливая его.
Они могут проявить мало терпимости к его гневу или поглотить его агрессию в своем собственном стремлении к мести.
Таким образом, выжившие часто не решаются раскрываться перед членами семьи; не только потому, что они боятся, что не будут поняты, но и потому, что переживают, что реакции членов семьи затмят их собственные.
...для того, чтобы вернуть свою собственную сексуальность, жертва изнасилования нуждается в установлении чувства контроля и автономии.
Чтобы когда-нибудь научиться доверять снова, она нуждается в сотрудничающем и чувствительном партнере, который не будет ожидать секса по требованию.
Восстановление позитивного взгляда на себя включает не только обновленное чувство автономии в рамках связанности с человеком, но также и обновленное самоуважение.
Выживший нуждается в помощи других в своей борьбе за преодоление стыда и в достижении справедливой оценки своего поведения.
Здесь отношение самых близких к нему людей имеет наибольшее значение.
Реалистичные суждения снижают чувства вины и униженности.
В противоположность этому, резкая критика или невежество, как и слепое принятие, значительно усугубляет изоляцию и самообвинения выжившего.
Реалистичные суждения включают в себя признание ужасающих обстоятельств травматического события и нормального диапазона реакций жертвы.
А также признание моральных дилемм перед лицом строго ограниченного выбора, признание психологического вреда и принятие длительного восстановительного процесса.
...
...выживший нуждается в помощи других, чтобы оплакать свои потери.
Все классические труды в конечном счете признают необходимость траура и реконструкции в разрешении травматических жизненных событий.
Провал в протекании нормального процесса скорби увековечивает травматическую реакцию.
Разделение травматического опыта с другими является необходимым условием для восстановления чувства осмысленности этого мира.
В этом процессе выживший нуждается в поддержке не только со стороны самых близких, но также и более широкой общественности.
...восстановление разрыва между травмированным человеком и обществом зависит, прежде всего, от общественного признания травматического события и, во-вторых, от некоторой формы общественной активности.
...эти два отклика - признание и восстановление - необходимы для восстановления чувств порядка и справедливости.Ссылка на источник:Judith Herman
Trauma and Recovery: The Aftermath of Violence - from Domestic Abuse to Political Terror