18.09.2011 в 09:56
Пишет Clair Argentis:Позиция "Я - сволочь", и что за ней стоит.
Давно хотел описать одну штуку - что делает человек, когда декларирует себя сволочью, гадом и моральным уродом (ну, диапазон значений примерный, там разные варианты могут быть).
То, что на поверхности - застраховать себя от чужих ожиданий и разочарований - я рассматривать не буду, и так понятно.
Но позиция сволочи вместе с тем - индульгенция быть тем, кем ты есть, делать необходимые тебе вещи и не чувствовать вину за это.
Где-то в глубоком детстве (обычно этого никто не помнит) с человеком происходит расслоение на «я-хороший, годный» и «я-плохой, неправильный».
В одну ипостась запихивается всё, что считается окружением приемлемым, то есть это как бы правильный образ, «идеальный я». В этот образ человек пытается себя затолкать - иногда даже всю жизнь.
Во второй ипостаси находится то, что не одобряется окружением, и оно до поры, до времени тщательно скрывается (бывает, даже от себя самого).
Проблема в том, что содержимое второй ипостаси нам жизненно необходимо, обойтись без него нереально. Например, знание о своих границах и умение их отстаивать. Умение говорить «нет». Ну, там много разного. Суть в том, что они окружающим неудобны.
И человек для того, чтобы прибегать к этим навыкам, должен находиться в «теневой» фазе, иначе нельзя. То есть «мне-хорошему» нельзя, а «мне-плохому» можно.
Иногда явление обостряется и разрастается до крупных размеров: чтобы сказать «нет», человек должен перед этим устроить что-то особо разрушительное. Причём намеренно - зная, что по отношению к окружающим это будет осознанным, целенаправленным свинством. Поругаться со всеми, сделать кому-то гадость, устроить себе гадость, выложить ноги на стол, напиться, - короче, всё, что принадлежит «тёмной стороне». Тогда, находясь в фазе «я-плохой», можно со спокойной совестью делать то, что обычно себе не позволяешь.
Такие вот социальные игры - хотя, если бы адресаты всей этой свистопляски узнали, что всё это делается ради сопровождения какой-то простой потребности (допустим, не идти на вечеринку в субботу, или заявить прямо о нежелании кушать блинчики) - они бы удивились. Наверное.
URL записиДавно хотел описать одну штуку - что делает человек, когда декларирует себя сволочью, гадом и моральным уродом (ну, диапазон значений примерный, там разные варианты могут быть).
То, что на поверхности - застраховать себя от чужих ожиданий и разочарований - я рассматривать не буду, и так понятно.
Но позиция сволочи вместе с тем - индульгенция быть тем, кем ты есть, делать необходимые тебе вещи и не чувствовать вину за это.
Где-то в глубоком детстве (обычно этого никто не помнит) с человеком происходит расслоение на «я-хороший, годный» и «я-плохой, неправильный».
В одну ипостась запихивается всё, что считается окружением приемлемым, то есть это как бы правильный образ, «идеальный я». В этот образ человек пытается себя затолкать - иногда даже всю жизнь.
Во второй ипостаси находится то, что не одобряется окружением, и оно до поры, до времени тщательно скрывается (бывает, даже от себя самого).
Проблема в том, что содержимое второй ипостаси нам жизненно необходимо, обойтись без него нереально. Например, знание о своих границах и умение их отстаивать. Умение говорить «нет». Ну, там много разного. Суть в том, что они окружающим неудобны.
И человек для того, чтобы прибегать к этим навыкам, должен находиться в «теневой» фазе, иначе нельзя. То есть «мне-хорошему» нельзя, а «мне-плохому» можно.
Иногда явление обостряется и разрастается до крупных размеров: чтобы сказать «нет», человек должен перед этим устроить что-то особо разрушительное. Причём намеренно - зная, что по отношению к окружающим это будет осознанным, целенаправленным свинством. Поругаться со всеми, сделать кому-то гадость, устроить себе гадость, выложить ноги на стол, напиться, - короче, всё, что принадлежит «тёмной стороне». Тогда, находясь в фазе «я-плохой», можно со спокойной совестью делать то, что обычно себе не позволяешь.
Такие вот социальные игры - хотя, если бы адресаты всей этой свистопляски узнали, что всё это делается ради сопровождения какой-то простой потребности (допустим, не идти на вечеринку в субботу, или заявить прямо о нежелании кушать блинчики) - они бы удивились. Наверное.