Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
12:38 

Yin
Занимательная арифметика. Себестоимость часа работы психолога (не для слабонервных)



От автора: Я написала этот текст не для того, чтобы шокировать кого-то. Скорее он адресован специалистам, которым сложно обосновать «высокую» стоимость своих услуг в собственных глазах.


Разговор – штука бесплатная, при чем тут себестоимость?


читать дальше

@темы: терапия, специалистам

09:13 

Yin
18.10.2008 в 19:04
Пишет .molnija.:

Про выбор и привлекательность. И не только в сексе

Я вам свою личную позицию предлагаю просто как вариант, как на эти вопросы можно посмотреть. Позиция не на все случаи жизни, это точно. Иногда так точно не надо смотреть, когда глянец, скажем, рассматриваете. И еще разные «иногда не» бывают. А иногда стоит приложить именно эту схему, потому что она дает нужную глубину раскрытия темы. Да еще и проверена годами. На живых людях. В промышленных масштабах - психоанализ уже много-много лет шагает по планете.

Очень модно высказываться, что привлекательность меряется сложным соотношением килограммов макияжа к возрасту. Типа, 16 лет еще (или уже) требуют тонального крема. Я так понимаю, у маркетологов есть специальные, сделанные по соцопросам, таблицы соотношения доходов с возрастом, и, соответственно, средств, которые можно предложить как "положенные" по годам.
Некоторые думают, что фишка в богатом или там девственно чистом внутреннем мире. Не, ребята, тогда по рейтингу впереди всяких Клаудий Шиффер идут турецкие бани – и богато, и чисто, и градус для обнажения хорош. Так что оставим эти взгляды любовным романам.
Это как из анека про часы и фонарь. Часы ищут там, где падает свет, но они-то в совершенно другом месте.
Соль привлекательности не в том, что покажет лампочка над зеркалом, а совершенно в другом. В либидо.


читать дальше

@темы: психоанализ, отношения, либидо

14:15 

Yin
19.08.2011 в 11:51
Пишет Janeke:

Что такое манипуляция?
Что такое манипуляция?

Манипуляция – это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, приятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.
Почему мы попадаемся на манипуляцию? Альберт Эллис выдвинул идею, что в процессе жизни у каждого из нас формируются так называемые «иррациональные суждения» - это определенные внутренние правила человека, на основании которых мы считаем, что нам следует поступать именно так в данной ситуации и никак по-другому, и также ожидаем определенной реакции от окружающих на определенные события. Мы эти идеи сами практически не замечаем, так как с ними практически сроднились, но они очень действенны.
Манипулятор сначала тонко прощупывает, какими именно иррациональными идеями в решении каких ситуаций руководствуется тот, кем собираются манипулировать. Находит их, и далее уже начинает строить процесс манипулирования.

Далее

URL записи

@темы: манипуляция

21:30 

Yin
16.07.2011 в 20:47
Пишет .molnija.:

Пардес Римоним (Гранатовый сад)
а вот этот пост - чтобы было понятнее, о чем дальше речь в «Монсальвате»

Гранатовый сад души, который есть в каждом из нас. Он прекрасен. Широко раскинувшаяся, насколько хватает глаз, долина, пьянящий запах цветущих гранатов...

Я слышал голос Небес, он звал меня меня, он говорил о Гранатовом саде, - Моше бен Яаков Кордовейро посвятил всю свою жизнь этой теме.
Мне снился Пардес Римоним... Какой упоительный сон! Я верю, что любой человек может войти в этот сад, – отметил в дневнике Юнг. – Да, Карл Густав тоже отдал свою жизнь Пардес Римониму.
Пардес Римоним, – хрипло выдыхал Алистер Кроули, и весь его колючий снобизм пропадал, уступая место благоговению. – О нем стоит рассказать.– Его ученик запомнил слова наставника. Прошло немного времени, Израэль Регарди написал свой "Пардес Римоним". Книга есть и на русском языке. Эта аграрная школа специфична, мне самой ближе психоанализ. А вообще Путей и методов столько, что я уже сбилась со счету.

Одна моя френдесса говорила, что считает работу с собой одной из самых грязных. Это и так, и не так. Да, невозможно высадить клумбу роз и обойтись без извините, навоза. Нельзя сотворить красоту и не запачкаться :) А еще эти колючки, сорняки и прочие хлопоты. Зато потом сад украсится цветами, еще один повод радоваться жизни...

Мне грустно от идеи, что работа с собой самая грязная. В итоге бывает, что садом занимаются только тогда, когда нужно собрать мусор. А отдельные садоводы и вовсе уделяют внимание себе только тогда, когда переполняется бочка с компостом. Мол, все равно здесь нет ничего кроме старого дерьма. Так не копите его зря, пустите под саженцы! Выйдите дальше хозпостроек, шагните вниз, в долину, возьмите туда саженцы и семена...
Да, уборка тоже нужна, но даже если вы будете подметать два раза в день – вы не высадите ни одной клумбы. Даже если получится таким интересным образом вырастить цветок, это будет большим везением. Я уж не говорю, что удовлетворение от наведения чистоты несравнимо с кайфом от ухода за расцветающими розами.

Пардес Римоним есть в каждом из нас. Только сад не живет сам по себе, без внимания и ухода. Он требует времени – деревья не растут по часам. В нем можно выпачкаться, а розы и вовсе колются. ...Я расписываю минусы и не считаю их недостатками, мне так дорог Пардес Римоним. Его не разрушит время и чужая нога, он всегда останется с тобой. В какое время года ты бы ни зашел в эту долину, она будет цвести. Волшебный сад, чудный сад, божественный сад.

Пардес Римоним есть в каждом из нас.

URL записи

@темы: Гранатовый Сад, Самость

08:53 

Янн Даль'Альо: Любовь? Вы ничего в ней не смыслите!

Yin


В своей восхитительной речи философ Янн Даль'Альо исследует человеческое стремление к нежности и доверительным отношениям в мире, где всё сфокусировано на отдельной личности. Оказывается, всё намного проще, чем вы думали. Мудрые и остроумные замечания о состоянии любви в современном мире. (Выступление записано на TEDxParis)

@темы: TED, нарциссизм, отношения

16:21 

Yin
ЛГБТ и психотерапия

17.04.2015 в 13:10
Пишет .molnija.:


1. Стоит ли говорить о другом поле/гендере/ориентации, если тема консультации не связана с ЛГБТ?
Мое мнение: да.
читать дальше

2. Что может означать путаница (он/а; юноша/девушка) в словах специалиста?
Мое мнение: есть целых три варианта.
читать дальше

3. ЛГБТ-клиент: не «трудный», а «удобный»
Мое мнение: ЛГБТ-клиент в среднем обладает теми качествами, которые повышают шансы на успешные изменения.
читать дальше

4. Интервьюирование ЛГТБ-клиента
Мое мнение: тема ЛГБТ задает особо высокие требования к дифдиагнозу.
читать дальше

5. ЛГБТ - особенности терапии
Мое мнение: если мы говорим о терапии, то, хотя здесь есть нюансы, мы все равно столкнемся с общими для всех проблемами.
читать дальше
_______________________________
По итогам 5 постов по теме:
читать дальше


URL записи

@темы: терапия, гендер, ЛГБТ

08:25 

Yin
Оригинал взят у [info]etwas в про положительные эмоции как двигатель диссертации

[...] для нормального осуществления когнитивных функций мозгу необходимо 60% нейтральных раздражителей, 35% положительных и 5% отрицательных. 5% - это резерв, в пределах которого ошибки в обучении воспринимаются как стимул, а не как признак неудачи. Как только увеличивается количество отрицательных раздражителей, падает интеллект и начинает выключаться память. Из чего следует вывод: хочешь быть умным и здоровым - обзаведись источником положительных эмоций и не давай никому иметь себе мозг.

[...]

@темы: обучение, когнитивные функции

11:50 

Yin
26.01.2014 в 16:49
Пишет goldy-trf:

Что нормально в каком возрасте, или возрастная периодизация
Возрастная психология была для меня одним из самых полезных курсов. Она рассказала мне, что в каком возрасте от человека можно ждать, а что нет, и почему. И что он может в принципе делать, а что - нет. И подо что он конкретно сейчас заточен.
Недавно к классике из учебника прибавились мои размышления-наблюдения.

читать дальше

@темы: возрастная психология

10:45 

Yin
Оригинал взят у [info]ermiak в О ножках и мультиках

...или добрые дела не остаются безнаказанными.

Часто бывает такое: Жопа стряслась. Вызывают на объект, и там становится понятно, что стряслась жопа совсем даже не у тебя, о чем можно с радостью сообщить вызвавшему и alliens'ам из параллельных служб. И вот тут-то все и начнется.

читать дальше

@темы: экология, спасательство

14:37 

Yin
Оригинал взят у [info]rikki_t_tavi в Про любовь к себе

Я наткнулась в жежешных ссылках на интересный вопрос - "как суметь полюбить себя". Хожу, думаю об этом уже который день. Мне кажется, это один из фундаментальнейших вопросов в отношении себя у человека. Редко кто вырастает в своей родительской семье полностью укомплектованным этой нормальной, без провалов и взвинченности, спокойной любовью к себе. А значит, всю дальнейшую жизнь должен сам работать над этим.

Муж мой по этому поводу цитирует Алесю Петровну. Она говорит, что относиться к себе нужно, как ее котик - вот он лежит и уже не знает, в какое место еще себя поцеловать:)

Мне кажется, спокойная, уверенная любовь к себе выглядит очень притягательно и заразительно. С таким человеком хочется быть рядом. Чаще, конечно, увы, встречается демонстративная самовлюбленность - когда человек убеждается, что на него смотрят, или даже окликает зрителей, а потом демонстративно и с нажимом целует себя куда-нибудь. Под хвостик или в плечико:)

Но вопрос "как полюбить" остается. Мне кажется, во многом этот вопрос обращен к окружению и звучит на самом деле так: "я знаю, что вот эти меня не полюбят, и вот эти не оценят, и вот эти заругают - как я сам-то себя могу любить такого???" Человеку постоянно кажется, что он выталкивает себя - косорукого, в цыпках и с прыщами, заикающегося и кривоногого на суд перед каким-то кружком судей - и заранее начинает умирать от стыда за своего неудавшегося ребеночка. Ну и уже заранее давать ему оплеуху - что же ты, несчастье мое, таким уродился???

И многие станут возражать - ах, нет, мне на окружающих плевать, я сам к себе предъявляю высокие требования и до них не дотягиваю. Ну да, ну да, конееечно. Если вас привезти на необитаемый остров со всеми удобствами, где вам нужно будет работать над каким-то своим проектом - диссертацией, книгой, программой, коллекцией новой керамики - в окнах голубое теплое море, дом полон еды и чистой одежды, кругом океан на много миль и абсолютно точно никто вас не видит - вы скоро поймете, что нюхать цветы все равно каким носом - кривым или курносым, плавать в воде все равно с какими волосами - густыми или тонкими, есть на веранде поутру фрукты и пить кофе все равно с застенчивостью или развязностью, а спать в гамаке не мешают ни модельные, ни кривые и волосатые ноги, ни отсутствие свободного французского. Любая тревога по отношению к своим качествам вас будет настигать только при мысленной картинке про возвращение. А стало быть при картинке, когда вы выталкиваете себя в освещенный круг при воображаемых судьях.

Недавно мой старый пост про красоту по ту и эту сторону океана опять кто-то вынес на поверхность и его обсуждали, и я наткнулась на совершенно чудесный комментарий. Девушка говорит примерно следующее: Ну что за чушь она пишет! Что мы стараемся для мужчин? Все это совершенная ерунда. Я совершенно точно одеваюсь и крашусь для себя. Просто когда я не крашусь, я становлюсь совершенно невидимой. А когда я накрашена и одета - меня сразу замечают мужчины, они заговаривают со мной, стараются познакомиться - мне это приятно, и у меня повышается настроение.

Я не спрашиваю вас, что в голове у этих людей, которые не могут сделать двухходовую логическую цепочку:) Я говорю, что это факт - постоянную внутреннюю оглядку на людей вокруг люди искренне воспринимают как личные отношения между собой и собой.

Но ведь от людей никуда и не денешься? Очень трудно отпилить внутри - вот это мы делаем для них, это для себя, это реальные проблемы, это я себе нафантазировал страшного. Но любой такой распил вам поможет. Ваши волосы не может судить целый амфитеатр людей со стопроцентно прекрасными, густыми и кудрявыми/ гладкими ( ненужное вычеркнуть) волосами. Ваша зачетка с графой на знание языка не лежит перед залом одних Набоковых. В вашем "зале судей" сидят такие же вы, если вы вглядитесь:) И если вы сильнее вглядитесь, большинство из них судорожно сжимают в руках свои зачетки с разными предметами.

Мне кажется, такое неплохо было бы сделать всем - посмотреть, а кто собственно судьи, а перед кем, собственно, держим экзамен? Точно ли все они превосходят вас? Точно ли Набокову есть дело до того, чтобы вас судить? Точно ли самый едкий судья имеет квалификацию? Или он просто кто-то ехидный из вашего детства?

А потом у меня есть идея, что можно сделать.
Придется поработать.

@темы: самооценка

18:34 

Yin
Оригинал взят у [info]autumn_flavour в Бутерброд с сыром - не как себе


Когда мне было лет десять, меня попросили сделать и принести в комнату бутерброд с сыром и чашку чая. Я налила чай, положила сыр на хлеб и принесла. Просивший был недоволен и шокирован - он просил бутерброд с сыром, то есть хлеб с маслом и ломтик сыра сверху. Я тоже была недовольна и шокирована - я сделала без масла, но не по злому умыслу и не по торопливости. Я просто не любила масло и сделала лучшее, что только могла - сделала так, как сделала бы себе!

Пару лет назад я ухитрилась рассориться с одной малознакомой женщиной. Она рассказала про свою проблему - приходя домой, она ложилась на диван и два часа кряду не вставала, глядя в потолок; у нее не было депрессии, ей самой не нравилось глядеть в потолок, но почему-то ничего с этим поделать она не могла. На мой взгляд, проблема не стоила и выеденного яйца, но, поскольку это была чужая проблема, я подошла к делу со всей деликатностью и снова сделала лучшее, что могла - сделала как себе. Моментально выстроила в голове стройный план утешения: 1) успокоить, 2) подбодрить, 3) предложить решение. И начала: не волнуйся, это не такая уж страшная проблема...

Вот на этом месте мы и рассорились раз и навсегда. Потеря была невелика, но урок я получила ценный, хотя и подзатасканный бесчисленными поколениями наступивших на те же грабли еще до меня: не предлагай как себе!

читать дальше

@темы: поддержка, эмпатия

11:52 

Yin
Оригинал взят у [info]tovarish_zhe в ***
Оказалось, всё самое важное начинает происходить, когда тебе становится радостно просыпаться каждый день в самом себе. Взросление — это не первые морщины на лбу и вокруг рта; это когда ты вдруг знаешь, куда девать руки во время разговора и даже во время неловкого молчания; это когда умеешь подбирать себе одежду, духи, настроение; это когда из широкого круга общения проявляются заветные «свои», люди одной с тобой крови и кости, кому не стыдно и не страшно говорить «люблю», «скучаю», «мне плохо» и, что, пожалуй, чуть ли не самое ценное, «мне хорошо»; когда тебе вдруг начинают идти  тёплые шерстяные кофты, крупные украшения, лаконичные вещи, простые и понятные без слов отношения — то есть всё то, что раньше казалось чужим, нездешним, надуманным, чересчур картинным.

Однажды вдруг наступает жизнь, в которой есть место семейным завтракам и ужинам, деловым обедам, воскресным яблочным пирогам, спонтанным встречам с любимыми людьми, поздним походам в кино, вечерам за коктейлями. Ещё недавно всё это входило в планы, а сегодня — это твоя жизнь, твои будни и выходные, твоя повседневность. Смотри, тебе теперь нравятся все времена года, ты умеешь летать на каблуках любой высоты, больше не стесняешься своих коленок или, например,  выражения лица, когда смеёшься — забавный прищур и ямочки на щеках. Тебя больше не пугает, что ты можешь чего-то не знать, тебя не смущает необходимость выслушивать, учиться, просить рассказать или объяснить.

Налаживаются отношения со временем: ты больше никуда не спешишь, но стараешься не медлить. Постепенно исчезает резкость и угловатость движений, и время словно течёт сквозь тебя, сливаясь с ритмом твоего сердца. Отрастают коротко стриженые волосы. Всё идёт своим чередом, выстраиваясь в тонкий красивый узор, переплетаясь с другими красивыми узорами, принадлежащими близким и дорогим.

Однажды ты выдыхаешь всё, что болело и ныло внутри, задерживаешь дыхание, чтобы ненароком не вдохнуть свою тоску обратно, и, когда делаешь новый вдох, всё твоё существо заполняется чистым свежим воздухом, прохладным и звенящим на ветру.


@темы: зрелость, интеграция

16:48 

Yin
Прайминг: манипуляция Вашим сознанием



Представьте себе, что перед важным экзаменом в университете Вы сидите в коридоре в ожидании того момента, когда откроется дверь в аудиторию. И тут к Вам подсаживается человек, который затевает с Вами разговор на какую-то отвлечённую тему. Например, о том, как здорово быть преподавателем в университете, заниматься научной работой и помогать студентам стать профессионалами. Или же, например, о том, как прикольно быть футбольным фанатом, дудеть в дудку и кидаться бутылками с трибуны, а после матча пить пиво и затевать драки с болельщиками других команд.

Обсуждает он это с Вами буквально три минуты, потом уходит... а ещё через четверть часа или полчаса начинается экзамен. Как Вы думаете, мог ли этот трёхминутный разговор повлиять на Ваши результаты на экзамене? Практика показывает, что ещё как мог.

В психологическом эксперименте, где группу студентов разделили случайным образом на две части, и одной половине предложили подумать о работе профессора в ВУЗе, а другой – о жизни футбольного фаната, результаты в итоге были разными. Студенты из первой группы ответили в среднем на 56% вопросов экзамена, а студенты из второй – только на 43% вопросов. Это разница между пройденным и проваленным экзаменом.

Так работает прайминг – один из самых интересных способов манипуляции Вашим сознанинем.


читать дальше

@темы: выбор, манипуляции, поп-психология

18:22 

Yin
Продолжение попавшего в Дайрибест поста — Доктор, вот у меня почему‑то раны вокруг рта…


@темы: травма

15:51 

Yin
Оригинал взят у [info]hloflo в Чтобы получить тот самый ответ, надо задать правильный вопрос

[...] Дядя Кинга, гавайский шаман, говорит ему ни с того, ни с сего: "Очень неплохо было бы познать энергию камней и вещей, подобных камню".
Кинг начинает гадать: "Значит ли это, что ты хочешь, чтобы я изучил это?". И получает ответ от дядюшки "Нет".
"Ты хочешь, чтобы я изучил это?" - пытается угадать он еще раз. "Нет", - повторяет дядя.

А потом Кинг дотумкал и спрашивает: "Как некоторым удается познать энергию, скрытую в камне?" И тут дядя-шаман выдает: "Ну, пожалуй, следует начать с ..." - и дает несколько рекомендаций, как подступить к этой теме. И Кинг пишет "Если бы я не задал правильного вопроса, он бы не стал помогать мне обрести знания в этой сфере".

Очень похоже на подсказки от старого хитрого шамана по прозвищу Мир, на те знаки-звоночки, которые вдруг возникают в нашей жизни ни с того, ни с сего. И если мы включаемся в диалог "Значит ли это, что мне стоит пойти на эту работу/посмотреть на это направление/изучить этот вопрос/отважиться на этот шаг?", то в ответ - тишинаааа. Не тот вопрос. "Ничего, я подожду и спрошу этого непонятливого человека еще раз чуть позже", - усмехается Мир.

А если ответишь "Хорошо, я все понял. Как к этому стоит подступиться, расскажи, как это людям удается?", то Мир-Шаман издает победное "Йу-хуууу!", тут же достает целый кукольный театр и все показывает в красках и масках. Такое захватывающее зрелище - хлеба не надо. Челюсть бы от пола отодрать, да еще из-за кулис машут и зовут. Да, да, не оборачивайся, тебя зовут. Что? Страшно, говоришь? Никогда не играл на сцене? Господибожемой, вот потеха, ну притворяйся, пока не начнет получаться, глупый:)

______________________________________
ПыСы: Размышления-пояснения к посту. В чем принципиальная разница в вопросах?
Мир кидает подсказку, как мячик, и говорит: "А давай поиграем, будто ты всамделишный волшебник/настоящий художник/владелец собственного кафе!"
Ты хватаешь мячик и начинаешь рефлексировать: "То есть ты хочешь сказать, что я волшебник/настоящий художник/владелец собственного кафе?", "Ты хочешь, чтобы я стал(а) им?" "Дай еще подсказку, что это действительно так!"

Нет, раскудрить твою лукошко, он ничего не хочет сказать, он просто хочет поиграть в такую игру с тобой. Он кинул мячик именно тебе, и если тебе хочется в это играть, быстрой отдавай мяч назад со словами "Я хочу, только скажи, как играть в то, что я всамделишный волшебник/настоящий художник/владелец собственного кафе?". Просто покажи, что ты готов к игре и, ради бога, не держи мяч. Если ты готов, то тебе все покажут, расскажут, дадут пару попыток попробовать.
А если ты зануда, систематически хватаешь мяч и глушишь всю игру, то можешь и схлопотать.

@темы: Игра

14:53 

Yin
22.12.2014 в 21:00
Пишет Легионер в отставке:

Пишет [info]evo_lutio

- Вы много раз говорили, и сейчас в комментариях повторили, что не надо никого добиваться. Ок. А если я - не знаю почему - считаю добивания:) - необходимой частью ухаживания и настойчивость ухаживаний для меня является показателем серьезности... ммм... помыслов:) То есть, а) я очень четко даю понять, если человек мне не нравится и ни в какие игры я с ним играть не собираюсь, б) если человек мне нравится, мне необходимо, чтобы меня добивались и в) если человек мне нравится, он во мне заинтересован, но спокойно и взятия бастилии и танца с саблями нет, то мне становится не интересно и я за ним не побегу... у меня полный шкаф и я лучше займусь им... вопрос... со мной что-то не так, да?

Я бы тут две вещи разделила.

Одно дело - приятные, фетишные, ритуальные игры-ухаживания, против которых я ничего не имею, женщин заводит и мужчин тоже, это как прелюдия, без которой все слишком рано, слишком просто, слишком грубо и т.д. Вообще роль игры в жизни человека очень велика и жаль, что многие не понимают насколько.

Другое дело - женщина ставит вопрос для себя и для мужчины так, что требует изначально доказательств ее большой значимости для него. То есть при ее равнодушии он должен неоднозначно дать понять, что он заинтересован и готов вкладываться, не имея взаимности, просто ради надежды, идя на риск.

Вот эта вещь мне кажется опасной, и прежде всего для женщины. Есть большая вероятность, что таким образом она отфильтрует в свое близкое окружение далеко не самых лучших мужчин. Эксклюзивность и значимость человек приобретает лишь вблизи, когда отношения станут достаточно близкими, вот тогда может возникнуть сильная любовь и мужчина будет "готов на все ради " и все такое прочее. Издалека, при малом знакомстве ни одна женщина не может выглядеть настолько значимой, чтобы мужчина потерял рассудок. Поэтому задавать планку "сначала влюбись, побегай, потом познакомимся" - это отбирать либо охотников-игровиков, либо не совсем адекватных мужчин, которые готовы нафантазировать образ (а потом разочароваться), либо действительно тех, кто не стоит женщины по всем социальным параметрам. Если же есть желание найти более-менее равного и адекватного мужчину, то общение все-таки должно быть инициировано с обеих сторон и развиваться постепенно. Пусть мужчина берет на себя больше инициативы, в силу традиций, но это не должно выглядеть так, что он бегает и берет крепость. Зачем это? Взятую крепость считают своим трофеем и делают с ней что хотят.

evo-lutio.livejournal.com/53380.html?thread=903...

URL записи

@темы: отношения, evo_lutio

10:18 

Yin
О.Н. Павлова. Истерическая семиотика женского в клинике современного психоанализа


Аннигилирование истерии: болезнь, ставшая призраком

Истерия по праву рассматривается как стартовая площадка, отправная точка эволюции психоаналитических идей, и в продолжение многих исследований, посвященных данной теме, мне хотелось бы поразмышлять об этом феномене человеческой души, который все еще хранит в себе немало загадочного и неуловимого.
В наши дни истерия как диагноз утратила свою былую значимость, став значительно менее распространенной, чем в давние исторические времена или в эпоху жизни и деятельности З.Фрейда. Можно сказать, что она превратилась в болезнь-призрак, поскольку оказалась даже устраненной из Международных классификаций психических заболеваний (последнего издания DSM – IV - R ). Тем не менее, каждый клиницист не станет отрицать, что истерия по-прежнему существует, и ее проявления мы можем достаточно широко наблюдать в клинике. Болезнь человеческой психики, имеющую документированную историю продолжительностью около четырех тысяч лет, – истерию – дисперсировали и фрагменты ее растащили по разным диагностическим категориям. Указывая этот внушительный временной отрезок, я имею в виду папирус Каун – самый древний папирус в области медицины, время появления которого относится примерно к 1900 г . до н.э. и где дается описание нарушений самочувствия, связанных со смещением матки, в позднейшее время названных истерическими проявлениями. Уже сто лет назад Пьер Жане, видимо предчувствуя это предстоящее во времени категориальное аннигилирование истерии, вступил в борьбу за сохранение данного термина и стоящих за ним психических – как патологических, так и нормальных – особенностей и проявлений. Так, например, он писал: «Слово “истерия” следует сохранить, несмотря на то, что его первоначальное значение сильно изменилось. Сегодня его будет очень трудно осовременить, и воистину оно имеет такую великую и прекрасную историю, что будет болезненным от него избавиться» ( Жане, по Шапира Л.Л., 2006, с.7 ).
Я целиком разделяю это мнение, и хотела бы здесь обсудить, какие же трансформации мы можем наблюдать в прочтении истерии сегодня? Какими должны быть клиническое описание и понимание истерического склада сегодня? Я хотела бы также обратить внимание на то, что буду рассматривать этот феномен под определенным углом зрения - как специфическое проявление женской души, и условно назову его « женским истерическим» . И тогда наши вопросы примут более определенный характер, а именно: как встроено «истерическое» в женскую душу, если, говоря словами современного философа Вадима Руднева, «истерическая семиотика – эмоции и желания – традиционно считается женской» ( Руднев , 2006, с.107). Иначе говоря, как соотносится « женское» и истерическое в пространстве женской души? Если между тем и другим началами существует взаимосвязь, то какова она? Все ли женщины – «истерички», как их довольно часто именуют мужчины? Что значит быть женщиной, будучи истеричкой? Как обычно в психоанализе, вопросов возникает значительно больше, чем находится на них ответов.
«В ХХ веке поведение, заключающееся в «жалобных причитаниях» и «заламывании рук», окружающие встречают не просто без симпатии, а даже с отвращением… Падающие в обморок леди викторианской эпохи также не в состоянии побудить к себе ни малейшей симпатии у своего социального окружения… Таким образом, истерия, по существу перестала вознаграждать человека. Заботливое внимание, которое веками чувствовали к себе истерические женщины, в ХХ веке уступило место бесчувственному безразличию…» ( Veith ,1965, pp .273) Историк медицины Ильза Вейс, цитату из книги которой я привела, убеждена, что истерия «адаптировала свои симптомы к идеям и моральным нормам каждого общества; при этом предрасположенность к истерии и ее основные характерные черты остались более или менее неизменными» ( там же , pp . 225 ).
Как очевидно, я не первая и не последняя, кто питает сегодня интерес к истерическим проявлениям человеческой души, и надеюсь, что смогу добавить некоторую толику знаний к тому, что уже было сказано ранее и другими. В своих размышлениях я отталкивалась от работ и исследований, проведенных не только в русле психоанализа, но и от философских текстов В.Руднева, Ю.Кристевой, М.Фуко, Ж.Делеза и Ф.Гваттари и др. Большое влияние на меня в этом вопросе оказали также мифы и сказки. Помимо прочего, мне показалось вполне современным и созвучным моему пониманию яркое и рельефное описание истерии, данное К. Ясперсом в его докторской диссертации «Общая психопатология», написанной почти 100 лет назад ( Ясперс , 1997, с.538-539).
Обозначу некоторые основные моменты того видения, в котором для него выступал профиль истерической личности. В душевном функционировании истерического характера К.Ясперс выделяет один фундаментальный признак. По его мнению, люди подобного склада вместо того, чтобы принять себя такими, какие они есть («я такой-то человек с такими-то возможностями, которые мне присущи и которыми я ограничен»), значительно преувеличивают собственное значение не только в своих глазах, но и, особенно, в глазах окружающих. Истерическая личность непременно должна вместить в себя больше переживаний, нежели это допустимо с учетом ее потенциала. Место подлинного, неподдельного переживания занимает вымученное лицедейство, переживание, как бы навязанное себе самому. При этом истерик живет внутри своей драмы, а не «вымучивает» переживание, намеренно привлекая к этому работу сознания. Остальное, с точки зрения Карла Ясперса, вытекает из вышеприведенного условия уже как его следствие: требование экстраординарных переживаний, отсюда – погоня за столь же сильными стимулами; ощущение себя несчастным и осознание собственной пустоты, когда истерик неожиданно лишается всеобщего внимания; использование болезни и роли страдальца в ситуации неуспеха. Истерическая личность бросается в крайности: либо предается самообвинениям, либо, используя любые средства, принимается доказывать другим и себе свою исключительность. Постоянный обман и самообман – одна из наиболее характерных черт истериков, что в разной степени приводит к утрате осознания собственной реальности и переходу к фантазийному существованию.
Вот такой демонстративный личностный фон мы имеем безотносительно к полу. И именно так живет и существует, пробираясь через сооруженные ею самой эмоциональные и событийные «буреломы» и «засеки», истерическая женщина. Такой мы узнаем ее, когда она приходит к нам на встречу и исповедуется о себе. Но самого главного о ней мы еще не сказали. Отвечая на вопрос, что имеется в виду под «самым главным», использую поэтическую метафору Ильзы Вейс: «Через весь запутанный клубок истории истерии красной нитью проходит сексуальность » ( там же , pp .225). Что же происходит с женской сексуальностью в истерическом контексте?


читать дальше

@темы: гендер, истероид

11:22 

Шизоидная структура характера: замерзающий во льдах

Yin
Девочка со спичками

Было невероятно холодно, шел снег, сгущались сумерки. Канун Нового года. В холоде и темноте брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая… Девочка шла босиком по улице. Ее ножки распухли и покраснели от стужи. В руке она держала маленькую коробочку спичек, а в кармане ее передника лежало еще несколько коробочек. За весь день она не продала ни одной спички, и никто не подал ей ни гроша. Замерзшая и голодная брела она по городу; совсем измучилась, бедняжка! (Andersen, 1976, р. 306–368)

Перед нами портрет человека потерянного, скитающегося, замороженного и неспособного установить контакт. Девочка заглядывает в окна деревенских домов, где в тепле отмечают семейные праздники. Страх не дает ей вернуться в свой холодный дом, к жестокому отцу – никого нельзя попросить о помощи. Смиренно сидит она в одиночестве на снегу. Лишенная человеческого тепла, она обращается к собственным скудным ресурсам – жжет оставшиеся спички, что в итоге и приводит ее в смертельные объятья собственных фантазий.

Важно отметить, что у девочки жестокий отец и нет матери. С клинической точки зрения, можно предположить, что именно пренебрежение самыми базовыми физическими и эмоциональными потребностями ребенка могло заморозить его изнутри. Изоляция, переживаемая в значимых детских отношениях, интернализуется во внутрипсихическую изоляцию. Шизоидный пациент испытывает ужасающую пустоту, невыразимый страх, его внутренний ландшафт не заселен человеческими фигурами. Он часто предается бесконечным мечтаниям и фантазиям, которые могут быть яркими, символическими и завораживающими. Если он обладает хорошо развитым интеллектом, то может частично утешиться, построив внутренний ледяной дворец, где будет жить один, в безопасности, но замороженный. Но даже несмотря на это, опасные глубины, непредсказуемость и смертельный ужас не оставляют его. Как и девочка со спичками, шизоидная личность обычно не контактирует со своим телом и аффектами, а также не способна организовать свои действия в этом мире. У нее нет связи с собственным телом как с вместилищем, то есть нет телесно переживаемого опыта. Она живет в теле, которое как бы спит или еще не пробудилось к жизни. При этом оно может быть нормально сформированным, но зажатым и не откликаться на прикосновения или реагировать на них отвращением. Шизоидная личность склонна проявлять настороженность, переходящую в гипербдительность, и легкозатопляться чувствами.

С архетипической точки зрения, люди, которым в отношениях свойствен избегающий паттерн, отличаются незаурядным интеллектом и воображением. Захваченный благоговением перед ментально-символическим аспектом бессознательного, человек с шизоидной структурой характера пребывает во власти увлекательных событий внутреннего мира, куда сбегает от напряженного, аффективно заряженного опыта человеческих отношений. Он почти не способен вступать в близкие взаимодействия, хотя иногда обладает особой чувствительностью к ним. Он не может отстаивать свои интересы – для этого у него не хватает душевных сил. В то же время на определенной психологической дистанции люди с шизоидной структурой характера могут восприниматься искренними и незащищенными. Пытаясь сохранить безопасное личное пространство, они часто производят впечатление отчужденных и отстраненных. Поступая вопреки ожиданиям окружающих и ведя себя эксцентрично, они тем самым культивируют свою чрезмерную уникальность, которая еще больше отделяет их от мира. В то же время внутренне они бывают неумолимо самокритичны и невыносимо одиноки.

Совсем не редкость, когда пациенты с шизоидным профилем обращаются к аналитикам-юнгианцам. Та легкость, с которой они оперируют богатым на образы материалом своих фантазий и снов, создает благодатную почву для установления тесных аналитических отношений. Наша практика показывает, что переживаемый опыт и защитные структуры шизоидной личности с клинической точки зрения недостаточно признаны специалистами и даже идеализируются. Причина подобного отношения кроется в том, что у самих терапевтов шизоидные состояния в целом остаются непроанализированными и непроработанными.

Одна такая пациентка – молодая работающая женщина – жила только в своих снах. Неважно, что у нее был муж, трое детей и много знакомых. Прежде всего ее увлекала собственная внутренняя жизнь. На каждую сессию она приносила кипы листов, содержащих скрупулезные описания сложных архетипических сновидений. Заполняя наше пространство, яркие образы из этих сновидений редко снисходили до того, чтобы дать нам хотя бы секундочку пообщаться по-человечески. Но в конце концов такие секунды, когда мы по-настоящему контактировали, все же стали накапливаться. Со временем человеческая теплота наших отношений стала понемногу растапливать лед. Примерно в тот же период поток сновидений пошел на убыль, а их содержание сделалось более символически доступным, а не таким отстраненно архетипическим, как раньше. Теперь сновидения рассказывали о ее теле и ее жизни, в которой, опираясь на наш контакт, пациентка смогла увидеть и мрачность своего внутреннего ландшафта, и одновременно его богатство. Ниже мы вернемся к этому случаю (с. 67).

Благодаря погруженности в ментально-образный аспект бессознательного и способности легко контактировать с его содержанием, люди с шизоидной структурой характера обладают выраженной способностью к абстрактному мышлению. Они часто находят свое призвание в философии, религии, психоанализе, поэзии, математике и музыке. И это, несомненно, является их сильной стороной. Однако для диагностики основными критериями служат ограничения и защиты, а не достижения и сильные стороны Эго. Лишь те из них, кто обладает более развитым Эго, могут раскрыть свои способности в полную силу. Ведь из-за ограничений, обусловленных структурой характера, их творческий потенциал может остаться погребенным в бессознательном и так никогда и не раскрыться.

Умение наслаждаться уединением, интерес к занятиям наукой, философией и духовными практиками – вот то, что часто восхищает нас, терапевтов, в наших друзьях, в пациентах, да и в нас самих. Обладая чувствительностью и интеллектуальными ресурсами, люди с шизоидной структурой характера нередко выбирают профессии консультантов и терапевтов, в которых они применяют свою обостренную наблюдательность, помогая другим и при этом находясь от них на безопасном расстоянии. Терапевт с шизоидными чертами умеет создать в терапии атмосферу особой доверительности и близости, а распределение ролей в аналитических отношениях благоприятствует ему и защищает его. Такой терапевт переживает близость, избегая тех самых стрессов, которые делают отношения один на один столь напряженными для людей с избегающим паттерном. Тем не менее непроработанная и непроанализированная шизоидная инкапсуляция сказывается определенным образом на интерсубъектном поле, влияя, в частности, на процесс формирования глубокой эмоциональной связи и на вероятность неосознанного травмирования пациента.

Не каждого жизнь одаривает структурой, способствующей развитию воображения. Но как бы мы ни романтизировали шизоидный характер, боль и изоляция, присущие этой структуре, порой прорываются наружу в виде внезапных вспышек насилия, извращенных форм поведения и пагубных пристрастий. Шизоидный характер может выражать себя в самых разных вариантах адаптации. На шизоидной шкале располагаются и замкнутый человек, который в периоды декомпенсации подлежит госпитализации, и ученый, отличающийся высокой работоспособностью и сделавший карьеру, и художник, прославившийся своей самобытностью в мире искусства. Всех их объединяет склонность к изоляции. Если же человек обладает слабым Эго и минимальными материальными и культурными ресурсами, то картина может оказаться ужасной. Терпящий унижения рабочий, подспудно отыгрывающийся на жене; домохозяйка-затворница, не выносящая неповиновения своих детей и избивающая их до полусмерти; непризнанный уличный актер, погрязший в садомазохизме и наркотиках; тихий неприметный незнакомец, входящий в школу с оружием в руках, – все эти люди могут иметь шизоидную структуру характера.

читать дальше

@темы: шизоидность

10:23 

Yin
Оригинал взят у [info]miumau в Почему приятели нужны не меньше, чем друзья


Я вот всегда с такой тоской читаю похожие письма от читателей, которые описывают, как они одиноки. У них нету круга друзей. они не могут завязать дружбы, хотя очень хотят. И они ходят по каким-то замкнутым кругам - чем хуже получается, тем больше отчаяние, тем страньше поведение, тем больше от них шарахаются все, тем труднее завести новых друзей. И иногда хоть понятно, что человек делает не так - сидит и ждет у моря погоды, жалуется, или как-то неадекватно себя ведет, требует от людей вещей, которых ни от кого ждать и требовать вообще-то не стоит. Но есть другие - которые пишут, что они пробовали, какие книжки читали, как анализировали свой опыт. И думаешь - ну вот человек активный же, не сидит на месте, пытается видеть себя со стороны, нормальные вещи пробует. Трудно понять, почему у него не получается?

Но вот две вещи я заметила, которые проскальзывают у абсолютного большинства таких вопрошающих.
И это даже не два отдельных пункта, а две стороны одной и той же проблемы.
1 - Они как-то не очень правильно представляют себе, что такое дружба.
2 - Т.к. они ее странно себе представляют, они не находят нужного количества друзей, необходимого для того, чтобы с ними было легко дружить.

Дружбу - переоценивают. Приятелей - недооценивают.

@темы: дружба

16:20 

Невротики\Пограничники\Психотики

Yin




29.03.2014 в 15:23
Пишет the entity:



Невротики\Пограничники\Психотики

читать дальше



(с) www.ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person...


URL записи

@темы: психоз, пограничное расстройство, невроз

Психология на каждый день

главная